В итоге в 2024 году на первый план консалтинговых услуг вышли проекты по повышению операционной эффективности, налоговой оптимизации, реструктуризации бизнеса, оценке прав требования и поиску альтернативных источников финансирования (ЦФА, секьюритизация и т.д.).
Сложившаяся ситуация отразилась интересным образом на рынке сделок слияний и поглощений. С одной стороны, почти закончился выход иностранцев с российского рынка и доля таких сделок снизилась с 30 процентов в 2022 году до 16 процентов в 2024 году.
С другой - компании, которые финансировали деятельность через банковские кредиты, сейчас ищут альтернативное финансирование: сначала внутри, через операционную эффективность, а когда варианты исчерпаны, рассматривают продажу долей в капитале. В итоге даже те, кто раньше избегал сделок, теперь видят в них способ сохранить бизнес.
И, наконец, есть крупные игроки, которые в настоящий момент имеют низкую долговую нагрузку и высокую ликвидность, что позволяет им выступить бенефициарами и реализовать планы по приобретению интересующих их активов. Характерно, что качественные активы продолжают приобретаться на привлекательных условиях вне зависимости от рыночной конъюнктуры.
Другим заметным трендом становится увеличение доли нематериальных активов, передаваемых в залог банкам. Компании усиленно сохраняют существующие бренды и создают новые - как в рамках ребрендинга, так и для замещения ушедших иностранных марок.
ЦБ РФ в апреле сохранил ключевую ставку на уровне 21 процента и ожидает, что в среднем она составит 19,5-21,5 процента годовых в 2025 году. Эффект от высокой ставки придется в полной мере именно на 2025 год и приведет к большему росту проблемной задолженности. Поэтому можно предположить, что ключевыми консалтинговыми услугами, безусловно, будут реструктуризация, работа с проблемной задолженностью и правами требования, оборотом.
Новые задачи бизнеса стимулируют развитие новых компетенций консультантов, в том числе в области повышения эффективности, цифровизации, внедрения ИИ, работы с проблемными активами и решения комплексных клиентских задач. В результате консалтинг становится ключевым инструментом поддержки бизнеса в условиях трансформации рынка.