Сам факт уменьшения дисконта означает, что наш нефтяной экспорт уже в который раз успешно адаптируется к последним санкционным ограничениям. Имеется в виду не последний европейский пакет санкций, который только недавно вступил в силу, а январские рестрикции США, которые в том числе задели значительную часть так называемого теневого флота нефтяных танкеров. Мнения опрошенных "РГ" экспертов о том, продолжит ли уменьшаться скидка на российскую нефть, разделились.
Рост дисконта происходит после каждого значимого блока санкций. Самая большая скидка была после введения европейского эмбарго на импорт нашей нефти морем и введения странами G7 потолка цены (price cap) для российской нефти - 60 долларов за баррель в декабре 2022 года. Тогда в течение двух месяцев дисконт Urals к Brent достигал 30 долларов, но затем разница стала уменьшаться. Последующие рестрикции уже не имели такого сильного влияния. К осени прошлого года дисконт Urals к североморской нефти сократился до 9-10 долларов, но январские санкции США опять его увеличили.
Сейчас дисконт к североморской нефти (чаще называют один сорт Brent) нашей марки Urals, отправляемой на экспорт из портов Балтики и Черного моря, в мае сократился на 0,6 -1 доллар, до 12,99 - 13,65 доллара с барреля. В апреле дисконт составлял 14,68 и 13,6 доллара за баррель соответственно. Скидка на сорт ESPO, экспортируемый из порта Козьмино на Дальнем Востоке, к эмиратскому эталону Dubai уменьшилась на 1 доллар, до 6,95 доллара с барреля. Такие данные приводит ценовое агентство Argus.
Среднемесячная цена Urals в порту Приморск на Балтике составила 50,5 доллара за баррель, в Новороссийске на Черном море - 51,14 доллара за баррель. Цена ESPO составила приблизительно 55-56 долларов за баррель. Стоимость этих сортов определяет цену российской нефти (в соотношении Urals - с коэффициентом 0,78, ESPO - с коэффициентом 0,22) для расчета налоговых выплат нефтяных компаний в бюджет РФ. По расчетам "Интерфакса", в мае эта цена составит 52,08 доллара за баррель, в апреле она была 54,76 доллара за баррель.
Доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов замечает, что дисконты на российскую нефть начали падать еще в апреле, после роста в январе - марте. Отечественные компании адаптировались под последние американские санкции. Падение цен на нефть очень этому поспособствовало. Цена российской нефти оказалась ниже price cap. Ее транспортировкой теперь могут заниматься не только суда из состава теневого флота, а вообще любые танкеры под любым флагом. Следовательно, снижается и цена фрахта и падают дисконты.
По мнению портфельного управляющего УК "Альфа-Капитал" Дмитрия Скрябина, свою роль в сокращении скидок на российскую нефть сыграли еще и ожидания геополитического урегулирования, и, возможно, даже смягчение санкций в будущем. Рестрикции ЕС такого влияния на мировой рынок, как ограничения США, не имеют, уточняет эксперт.
Схожий взгляд у аналитика ФГ "Финам" Николая Дудченко. Он считает, что последний пакет санкций ЕС остался незамеченным. Наиболее существенный рост дисконта наблюдался в начале года после ограничений США. Ждать существенного сокращения скидок на российскую нефть в дальнейшем нет причин, отмечает эксперт. Хотя добавляет, что во многом ситуация будет определяться в том числе спросом в Азии, который сейчас зависит от способности США и Китая договориться по тарифам. Кроме того, ситуация зависит от летнего спроса на нефть.
Скрябин отмечает, что в отсутствие новых санкций скидка будет постепенно сокращаться, поскольку игроки адаптируются к новым условиям. Также уменьшению дисконта будет способствовать продолжение переговорного процесса с Украиной, поясняет он.
А вот Андрианов считает, что при сохранении текущих условий дисконт может остаться на нынешнем уровне. Urals традиционно дешевле Brent в силу своих физико-химических характеристик. Поэтому даже дальнейшее снижение мировых котировок вряд ли полностью уберет эту скидку. В то же время не исключено некоторое увеличение дисконта в ближайшие месяцы. Причем даже в том случае, если мировые цены на нефть не будут расти. Это связано с увеличением предложения в том числе в результате восстановления добычи странами ОПЕК+. Альянс уже давно утратил свою эффективность, в последнее время ему не удалось удерживать мировые цены на желаемом уровне. На этом фоне вполне закономерное увеличение добычи приведет к обострению конкуренции между поставщиками, и в этом контексте наличие дисконта (и наработанная практика его использования) может стать важным конкурентным преимуществом российских поставщиков.