"РГ" помогла вернуть к жизни мариупольскую мореходку

Разбитый войной морской институт в Мариуполе снова готовит курсантов. Звенит рында, корабль загудел у причала, в аудиториях - свет и голоса. Два года назад "РГ" и журнал "Родина" написали о трагедии, в которую попал институт. Сегодня корпуса восстановлены, и Мариуполь продолжит готовить мореплавателей для Азовского моря.
Замдиректора морского института Николай Борщовецкий: Цифровые тренажеры помогают будущим капитанам освоить профессию.
Замдиректора морского института Николай Борщовецкий: Цифровые тренажеры помогают будущим капитанам освоить профессию. / Владимир Ладный

Ах, война, что же ты сделала… В 2022 году, в разгар боевых действий, стены мореходки были разрушены, а у входа валялись обломки спасательных шлюпок. Но сегодня картина совсем другая: восстановленные здания цвета морской волны, классы с новейшими тренажерами. Азовский морской институт стал одним из самых крепких вузов на новых территориях. Осталась одна задача - вернуть к жизни учебное судно "Механик Пономаренко". Судно-легенду. Судно-память. Чтобы стояло на набережной как символ, чтобы у города вновь появилось свое настоящее, пульсирующее морское сердце.

Тельняшки и мечты

На берегу Азовского моря чувствуем запах рыбы, соли и свежего ветра. Но что больше всего ощущаем - это перемены. Курсанты и их родители ждали открытия института. Возвращение мореходки стало важной вехой, которая затронула не только Мариуполь, но и все Приазовье. Этот макрорегион, включающий ДНР, Запорожскую, Херсонскую области, Крым, Ростовскую область и Краснодарский край, теперь переживает новую эру, где мореходка стала символом азовских традиций.

Теперь сюда не стыдно привести делегацию - хоть из Москвы, хоть из Питера. Пройтись по главному корпусу института, где по лестницам бегают ребята - будущие штурманы, механики, радисты. Светлые коридоры, блеск полированных поручней - там, где текла вода с потолка и струилась по проводке и стенам во время войны, теперь все сухо и надежно. Все сделано крепко и по-честному, как делают на море - для себя и надолго.

А началось с фотографий. Два года назад мы показали стране снимки разрушенного корпуса Мариупольского морского института, а на развороте был громкий заголовок: "Помогите нам встать с колен". Игорь Коц, шеф-редактор "Родины", стал человеком, который первым поднял эту проблему на федеральном уровне. С Коцем мы садились в редакционный "Солярис", везли с собой кипу журналов для презентаций. Колесили по новым регионам - Донецк, Луганск, Бердянск, Геническ, и конечно, не могли не заехать в Мариуполь. Игорь Коц всегда говорил: "Сначала - к Литвиненко". Звонили заранее: "Владимир Петрович, едем. Скоро будем. Вы на месте?" И всегда был ответ: "Хорошо. Слава Богу. Ждем".

Литвиненко уже не раз попадал в наши репортажи. Владимир Петрович руководил институтом, он не покидал его даже под обстрелами, а потом ждал ремонта, как шкипер ждет просвета после шторма. Война проверяет здания на прочность, а людей - на верность. И он выстоял.

- Когда узнал, что будет новый директор, переживал, - делится Литвиненко. - Тут дело не только в должности, а в самом институте. В его истории, духе, коллективе. Я боялся, что меня уберут, как старый баркас, просто из-за возраста. А я - все еще на ходу.

Новый директор пришел. Молодой, энергичный, с уважением к традициям. Литвиненко поставили первым заместителем. Все стало на свои места.

- Сейчас спокойно, - говорит Владимир Петрович. - Команда осталась. Курс задан. Держим его.

Теперь институтом руководит Владислав Груздев. Азовский морской институт - филиал Севастопольского государственного университета - возглавил надежный человек, проверенный не кабинетами, а жизнью. До этого Груздев работал в Костромском государственном университете, за последние годы - 45 командировок в ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области. В составе контактной группы Минобрнауки России и Костромской области Груздев занимался интеграцией вузов на новых территориях в российское научно-образовательное пространство - вживую, с людьми, в аудиториях, где еще пахнет свежими обоями.

Его кабинет без излишеств: модель парусника на полке, портрет президента в тельняшке - на фоне разбегающейся волны. Груздев сказал одно: коллектив принял сразу. Задачи-то общие.

Мариупольская "Аврора"

27-метровый буксир-толкач "Механик Пономаренко" родом из Будапешта и не так уж и стар по корабельным меркам: в будущем году ему стукнет 40, нормально и для теплохода, и для человека. Люди, правда, если верят в приметы, стараются сорокалетний юбилей не отмечать - рубеж на пути к старости. Буксиры, как и люди, в этом возрасте обычно остаются на службе. Да только не пощадила "Пономаренко" война: хоть судно и не военное, корпус теперь с пробоинами и поржавел, оборудование разграблено, трюмы в сырости, иллюминаторы в сколах: в 2022-м жестокие бои шли у самой воды и причалов. Двигатель же его заклинило еще в конце 90-х, тогда и отдали его мариупольскому институту, в то время еще филиалу Одесского морского, и стал он учебной базой.

Учебное судно необходимо, чтобы курсанты могли проходить полноценную практику. Без палубы, машинного отделения и штурманской рубки моряк не сможет научиться.

- Без практики на судне это уже не морской институт, а сельхозтехникум, - говорит капитан.

Теперь оформлены все необходимые документы, и корабль готовят к эксплуатации в статусе учебного судна. Смета на восстановление составлена, утверждена и направлена в головной Севастопольский университет. Сейчас в мореходке ждут финансирования. И надеются, что судно, как и обещали, будет восстановлено.

На капитанском мостике - джойстики вместо штурвала. С нами капитан Вадим Кузьминых, а из трюма слышен голос вахтенного Дениса Хаджинова. Девятнадцать лет в море, тельняшка как вторая кожа, она с ним срослась за годы службы в Азовской акватории. Хаджинов на посту круглосуточно: следит за пожарной безопасностью, за подачей питания на помпы и за тем, чтобы "Механик Пономаренко" всегда был на плаву.

Матросы отчистили корму от ржавчины, перекрасили в белый, стальную трубу вывели в цвета российского флага: бело-сине-красный. Здесь, на палубе, курсанты будут учиться вязать морские узлы, и прыгать за борт - так делают по программе выживания.

В морской практике "бак" - это нос, "корма" - задняя часть корпуса судна, противоположная носу, и каждое слово здесь не только термин, но и ориентир куда двигаться. Студенты учат язык моряков, чтобы, услышав команду "На бак!", не теряться, а сразу идти.

Главный вопрос решается: куда пришвартовать судно? Мариупольский порт, который сейчас закрыт, неудобен для курсантов и гостей. Доступ к нему ограничен, а инфраструктура порта еще в плохом состоянии. Решение пришло капитану - городская набережная! Это не только удобное место, но и красивое, и функциональное. "Механик Пономаренко" может стать не только местом для практики, но и точкой притяжения для всех. Курсанты, туристы, школьники - все захотят увидеть!

- Как крейсер "Аврора" в Питере? - уточняем.

- А почему бы и нет? - соглашается Кузьминых. - Судно будет живым музеем, символом того, как город возвращает себе море. В Новороссийске так же сделали: у их Морвокзала стоит "Михаил Кутузов" - не просто корабль, а часть городской жизни, памятник на плаву. И мы справимся. Было бы желание, а швартовка в Мариуполе найдется.

Мечта капитана о мариупольской "Авроре" - идея, конечно, красивая. Запрос в Администрацию города уже отправлен. Правда, есть небольшая техническая проблема: у пирса на набережной мелко, и судно "Механик Пономаренко" может не пройти по глубине. Но это не преграда. Главное - не тянуть и не откладывать, пока волна зовет, а город ждет.

От Суэцкого канала до Мурманска

Мариупольская мореходка - единственное учебное заведение морского профиля на этих исторических территориях. И это не просто факт, а настоящая ответственность. Азовское море вновь стало внутренним, и вуз получил новые перспективы. Здесь снова обучают тех, кто будет вести суда по этим водам и связывать берега своей профессией и присягой.

Сейчас в мореходке 250 курсантов. Будущие штурманы и механики в основном парни, но есть и девушки. Курсантка Аня Замесова - будущий судоводитель. Она выглядит хрупко, но ее уверенность в себе и стойкость на уровне настоящего моряка.

За дверью с новой табличкой ERS-5000 симулятор для судомехаников. Внутри экраны, панели, мигают огни, как нервные импульсы стального организма.

- Все как на море, только в цифровом виде - говорит доцент Юрий Ландиков. В его ухе блестит серьга: у моряков традиция прокалывать ухо при пересечении экватора. -

Оборудование сложное, дорогое, требующее точности и опыта. Особенно важно, что программное обеспечение, "Эволюция морских цифровых технологий", разработано в России. Не импорт.

В соседней аудитории - цифровой штурманский тренажер. По левому борту - маршрут от Суэцкого канала до Мурманска, все как в настоящем рейсе: розы ветров, глубины, свет маяков. Вдруг - хлещет вода, пламя вырывается из вентиляционных шахт, иллюминаторы "взрываются" от ударной волны: новейший тренажерный комплекс "Брандмастер" имитирует все: от пробоины в корпусе до пожара в машинном отделении. Сотни килограммов углекислого газа выбрасываются в учебный отсек, лишая пламя кислорода. Все по-настоящему, только без жертв. И с шансом научиться спасать себя, корабль, команду.

От огненного крещения в дыму "Брандмастера", где за защитным стеклом следит преподаватель Николай Борщовецкий, мы перешли к настольному теннису. Журналисты приняли вызов нового директора Владислава Груздева. Победа осталась за хозяином поля, прекрасного поля с новыми столами, волейбольной площадкой и баскетбольным щитом.

Командный дух - везде. Азовский морской живет и работает, мореходка держит курс вперед. Владимир Путин уже общался с курсантами по видеосвязи, и теперь они приглашают президента на обновленный корабль.