Династия обязывает: известный врач предпочел карьере кровь и пот на передовой

Врач из Нижнего Новгорода отправился на СВО, чтобы спасать раненых бойцов
Врач из Нижнего Новгорода в пятом поколении, родственник известного советского онколога Бориса Петерсона, предпочел врачебной карьере спасение раненых на СВО. Он был награжден на фронте орденом Мужества.
Врач из Нижнего Новгорода в пятом поколении предпочел врачебной карьере спасение раненых на СВО.
Врач из Нижнего Новгорода в пятом поколении предпочел врачебной карьере спасение раненых на СВО. / Алена Ларина

"К интеллигенции можно себя причислять только тогда, когда готов защищать Родину ценой своей жизни", - считает начальник медслужбы добровольческого отряда имени Героя СССР Василия Маргелова на Херсонщине Антон Евгеньевич с позывным "Тоха".

Когда началась спецоперация, отец четверых детей, успешный онкоортопед-травматолог рванул на фронт.

"Во мне проявились гены моего прадедушки Евгения Петерсона, который был известным на Нижегородчине врачом, лечил мировых знаменитостей - певца Сергея Лемешева и летчика Валерия Чкалова, дружил с ними", - рассказывает начмед.

Врачебную династию Петерсонов в регионе знают многие. В 1930-е годы американцы, строившие в Нижнем Новгороде автомобильный завод, подарили основателю династии автомобиль за его профессиональные заслуги, что для того времени было исключительным случаем. В финскую войну майор Евгений Петерсон и его супруга - капитан Наталья Петерсон - работали в военном госпитале.

"Я всегда равнялся на прадеда и прабабушку, а также на бабушку и отца, которые тоже были врачами. Вообще почти все мои родственники - дяди, тети, кузены и кузины - медики", - поясняет Антон Евгеньевич.

Он сам занимался внедрением инновационных технологий в сфере использования костнозамещающих материалов в нижегородском НИИ травматологии и ортопедии (Приволжский исследовательский медуниверситет. - прим. "РГ"), руководил отделением БСМП в городе Дзержинске, был главврачом районной больницы.

Но в 2022 году Антон Евгеньевич предпочел врачебной карьере смертельно опасный и тяжелый труд полевого медика в бесстрашном батальоне "Сомали" в Донбассе, потом стал начмедом маргеловцев.

Фото: Алена Ларина

Он рассказал, почему сменил теплый врачебный кабинет, уважение и почет коллег и пациентов на окопный холод и экстремальные условия работы.

"Я люблю свою профессию, мне нравится лечить людей. Впервые непосредственно столкнулся с трагедией, произошедшей в Донбассе, в 2014 году, когда к нам в отделение привезли раненого бойца. Он был наводчиком того самого танка ИС 3 времен Великой Отечественной войны, который ополченцы сняли с постамента в селе Константиновка, смогли завести и били из него фашистов. Парень получил ранение, прикрывая отход своего подразделения. Я горжусь, что лечил его", - продолжает врач.

Судьба целенаправленно вела Антона Евгеньевича на фронт. Будучи в родном городе, он познакомился с девушкой - следователем из Донецка, которая лишилась ног во время обстрела, помог ей получить хорошие протезы и встать на них: "Я почувствовал себя счастливым, что хоть таким образом причастен к событиям в Донбассе. Мои дети тогда были маленькими, и кишка была тонка самому туда отправиться".

Шаг за шагом врач приближался к своей, как он признается, самой почетной для него роли в жизни. Когда началась СВО, он точно знал, что его место рядом с бойцами: "Совет отцов города и Народный фронт организовали отправку в Донецк гуманитарного груза. Я воспользовался моментом и, взяв обычный трудовой отпуск, поехал вместе с гуманитарщиками".

Отпуск у врачей длинный, около двух месяцев. Антон Евгеньевич прибыл в Донбасс и оказался в штурмовом батальоне "Сомали". Один из бойцов, с которым он подружился, дал ему позывной "Тоха". Нижегородец сразу попал в самое пекло - на штурм поселка Пески в районе шахты Октябрьской. Бои на этом участке фронта отличались особой ожесточенностью: "Это была мясорубка. Наши наступали на врага, и наступление было кровавым. Признаюсь, мне было страшно. Только я приехал и познакомился с начмедом подразделения, как начался штурм Песков, надо было быть там. Мне дали автомат, медицинский рюкзак. И вперед".

С оружием "Тоха" умел обращаться. В вузе заканчивал военную кафедру, в 2000-х попал на сборы в Москву в институт усовершенствования врачей Министерства обороны. Кроме того, Антон Евгеньевич - опытный охотник.

Его задачей была стабилизация состояния раненых на поле боя и их эвакуация в больницу.

С боевыми травмами нижегородский врач тоже раньше сталкивался. Он более десяти лет подрабатывал в центре медицины катастроф. В общем, несмотря на то, что "Тохе" было очень страшно, страх его не сковал, он действовал под пулями профессионально и быстро. Антона Евгеньевича тревожило только то, что семья была не в курсе, где он. Доктор скрыл от родных, что находится в зоне боестолкновения, чтобы меньше волновались. Они узнали об этом случайно.

"Когда я разговаривал с родными по громкой связи, рядом случился прилет. Они услышали звук взрыва. Соврал: гроза, мол. Поверили. Но вскоре журналисты взяли у меня интервью, и оно распространилось по Сети. Родственники его увидели", - рассказывает он.

Отпуск закончился, но уезжать из отряда "Тохе" не хотелось. И тут звонок. Ему предложили официально поработать врачом на СВО: "С радостью согласился. Вернулся домой, оформил нужные бумаги, собрал чемодан и назад".

Антон Евгеньевич лечил раненых военных и гражданских пациентов в Мариуполе. Через месяц служебная командировка закончилась, он вернулся домой.

"Возникло прежнее чувство, что я не на своем месте, нужно быть там, где решается судьба страны, на фронте", - говорит врач.

На этот раз доктор оказался в больнице на Херсонщине, где провел первую высокотехнологичную операцию в новом регионе, о которой сообщили все местные СМИ: "На Пасху мне рассказали, что в области формируется добровольческий отряд. Недолго думая, я предложил свою кандидатуру в качестве начальника медслужбы".

В Нижнем Новгороде друзья, соседи, коллеги скинулись Тохе на мотоцикл. Фото: Алена Ларина

Когда в Нижнем Новгороде узнали, что Антон Евгеньевич снова собрался на СВО, его снабдили всем необходимым. Друзья, соседи, коллеги приобрели для него УАЗ-"головастик", внедорожный мотоцикл, обмундирование, медицинские инструменты и материалы.

"Не только автомобиль, но и мотоцикл очень пригодились. Он не цель для врага, на нем с медицинской сумкой можно везде проехать", - утверждает "Тоха".

На Херсонщине врач снова, как и в Донбассе, попал в самое пекло, в район Антоновского моста, откуда идет путь на Херсон. Эвакуация раненых там была сильно затруднена.

"Левый берег Днепра - наш, его массированно обстреливали враги. Доставить раненых в больницу быстро было невозможно. Принял решение переместиться на правый берег вместе со штурмовиками, где мы соорудили временный медпункт", - говорит врач.

Благодаря своевременно оказанной врачебной помощи были спасены жизни многих военнослужащих. Начмед проводил с подчиненными медицинские манипуляции при сильном обстреле противника, в том числе из бронетехники. Когда появлялась возможность, раненых переправляли на левый берег и передавали эвакуационной группе.

Орден Мужества "Тоха" заработал кровью и потом за операции именно на Антоновском мосту.

Сейчас врач тоже зачастую на передовой.

"Моя работа очень опасная, но и очень интересная. Для меня большая честь занимать эту должность", - без пафоса говорит Антон Евгеньевич о своей службе, которая дает ему важное чувство, что теперь он точно на своем месте.