Павел Дуров дал интервью Такеру Карлсону. Рассказал о нелепости французских обвинений и неприемлемости требований ЕС к шифрованию

Основатель Telegram Дуров заявил, что был шокирован действиями властей Франции
Основатель мессенджера Telegram Павел Дуров дал большое интервью известному американскому журналисту Такеру Карлсону. В ходе более чем часовой беседы Дуров подробно рассказал о нелепости французских обвинений, неприемлемости требований ЕС к шифрованию и отказе от пользования смартфоном.

Львиная доля интервью Дурова ожидаемо касается его резонансного задержания и ареста во Франции в августе 2024 года и последовавших за этим событий. К слову, Карлсон в минувшем году уже общался с предпринимателем, но тот разговор состоялся еще до задержания Дурова. Создатель Telegram поведал, что по-прежнему не понимает суть претензий со стороны французских властей, дав понять, что они явно "притянуты за уши". "Сначала говорили, что мы (коллектив Telegram - прим. "РГ") якобы не ответили на юридические запросы, но это не так", - отметил Дуров. Другая претензия французов была по его якобы причастности к противоправной деятельности: мол, соцсетью пользовались злоумышленники, а Дуров не сделал необходимых шагов, чтобы предотвратить преступления через раскрытие IP-адресов подозреваемых. Карлсон во время разговора отметил, что тем самым французские власти попросту попытались унизить Дурова. В свою очередь, бизнесмен тоже высмеял данные обвинения: по его словам, это как если бы президента Франции Эмманюэля Макрона или его американского коллегу Дональда Трампа арестовали бы за преступления, совершенные гражданами их стран. Вместе с тем Дуров надеется, что Франция начала судебное разбирательство против него не из-за того, что он русский.

Основатель Telegram рассказал и о деталях своего задержания, и о последующих тюремных буднях. По словам Дурова, в тот день он прибыл во Францию всего на несколько дней, чтобы развеяться и потусоваться. В момент задержания ему казалось, что это просто ошибка, однако вскоре ему озвучили многочисленные обвинения от французских властей. Дуров подчеркнул, что был шокирован происходящим: Франция была "самым неожиданным местом для ареста", учитывая поездки бизнесмена по самым разным странам (в том числе в те, которые на Западе называют авторитарными). Дуров добавил, что его задержание стало большим стрессом, прежде всего, для его родных и близких.

Выяснилось, что в тот злополучный день у создателя Telegram отняли телефон, позволив связаться только с помощником. Затем Дурова на 4 дня поместили в крошечную одиночную камеру площадью 7 квадратных метров. "Узкая кровать без белья, без подушки, с тонким матрасом, будто коврик для йоги, - может быть, один сантиметр", - поделился впечатлениями Дуров, добавив, что в комнате постоянно и назойливо моргал свет. При этом, по его словам, еда была нормальной: вегетарианцу Дурову разрешили питаться рыбой. Предприниматель времени даром не терял: он регулярно тренировался, держа себя в хорошей спортивной форме. "Я мог сделать свои 200 отжиманий и 200 приседаний утром, а потом повторить подходы", - сказал он в беседе с Карлсоном.

Дуров рассказал о деталях своего задержания и последующих тюремных буднях

Дуров сообщил, что сейчас он по-прежнему не имеет права покидать территорию Франции, так как следствие по его делу все еще ведется. Правда, у него есть возможность на небольшие поблажки: время от времени ему позволяют летать в Дубай навестить своих детей. Тем не менее, по словам Дурова, эти уступки со стороны французских властей являются минимальными. Предприниматель недоумевает из-за того, что ему запрещено свободное передвижение по миру и очень надеется, что до конца текущего года эта несправедливость будет устранена. Рано или поздно, напомнил Дуров, расследование в отношении него будет завершено. "Конечно, если дойдет до суда, это может занять еще несколько лет, но я думаю, что было бы полным безумием, если бы мне пришлось переехать во Францию и жить здесь постоянно на протяжении всего процесса", - констатировал он.

Создатель Telegram также пролил свет на то, почему не стал переезжать в США. Как выяснилось, в Штатах власти могут легально "завербовать" любого айтишника, вынудив его оставить лазейки в разработанной программе для ее использования спецслужбами. Дуров рассказал об аналогичной истории, связанной с Францией: тамошний парламент (точнее, его верхняя палата - Сенат) уже намеревался принять закон, позволяющий правоохранительным органам иметь доступ к соцсетям из соображений безопасности. По словам Дурова, такие намерения абсолютно неприемлемы. Более того, он раскритиковал идею ЕС о запрете сквозного шифрования в мессенджерах. Как убежден предприниматель, "это создает угрозу для всего населения и станет беспрецедентным шагом".

Дуров также сообщил интересную деталь из своей повседневной жизни: оказывается, бизнесмен уже почти год как толком не пользуется мобильным телефоном. "Я не ношу телефон с собой, потому что он меня очень отвлекает. И потенциально вредит моей конфиденциальности", - рассказал основатель Telegram в беседе с Карлсоном.