Материалы по теме
19.06.2025 10:00
изменить размер шрифта: 1.0x

Искусство мастера: самые тонкие в мире часы и картина Константина Чайкина были проданы за рекордную сумму на аукционе в Женеве

Константин Чайкин, "Размышление о рождении времени". Работа размером 1м х 1м, продана на аукционе Phillips за более чем $60 тысяч при эстимейте $2-4 тысячи.
Константин Чайкин, "Размышление о рождении времени". Работа размером 1м х 1м, продана на аукционе Phillips за более чем $60 тысяч при эстимейте $2-4 тысячи. / пресс-служба

В мае этого года на женевских торгах аукционного дома Phillips были успешно проданы два лота работы российского часового мастера Константина Чайкина. Это самые тонкие в мире механические часы ThinKing (их толщина всего 1,65 мм), которые получили свое завершение в виде защитного "паланкина". Они ушли по цене, эквивалетной $600 тысячам. Второй лот - картина - более чем за $60 тысяч. И самая свежая новость: буквально на днях в ГУМе открывается монобрендовый бутик мануфактуры.

Часовой мастер и изобретатель, глава собственной мануфактуры Константин Чайкин. Фото: пресс-служба

Как вы оцениваете результат аукциона?

Константин Чайкин: Из хороших впечатлений - это ценовой рекорд по продажам нашего бренда на аукционе: часы были проданы за 508 тысяч швейцарских франков, то есть более 600 тысяч долларов. Мы, конечно, должны гордиться такой цифрой, но лично у меня внутреннее ощущение стоимости было гораздо выше, настолько много было вложено в эти ультратонкие часы труда - моего и всей мануфактуры. Работа заняла около двух лет и потребовала от всех колоссальной сосредоточенности и концентрации. Требовалась очень тонкая регулировка, все делалось на пределе возможностей. Мы за это время очень выросли с профессиональной точки зрения, но, поверьте, обычные часы делать гораздо проще, чем часы тонкие. Поэтому продажу картины я воспринял более позитивно, хотя этот результат в цифрах намного ниже. Но по сути, ее оценили дороже, чем часы: она была продана за сумму, сравнимую с "Джокером" на Only Watch 2017 года.

Живопись от часового мастера - это уже неожиданно, а тут еще картина многозначная, космическая…

Константин Чайкин: Да, и очень важная для меня. Стартовая цена была низкой, торги получились очень оживленными, и буквально за 10 минут цифра добежала до 50 тысяч франков. Было очень приятно.

Будете продолжать? Но ведь живопись тоже требует затрат времени и сил?

Константин Чайкин: С этой картиной я возился месяца три, переписывал. Как и в любом деле, здесь нужен большой опыт в смысле владения техникой. Вообще я много рисовал в детстве. А недавно решил "каталогизировать" рабочие блокноты с рисунками - их оказалось больше двух десятков. Из этих молескинов все стало перетекать в эскизы на бумаге, в акварель, затем я дошел до масла и акрила. Графика и живопись - это, конечно, разные техники. Когда в голове рождается какой-то сюжет, сначала он отрисовывается, а потом хочется перенести его на холст. Сейчас у меня стал появляться собственный стиль, сложилась палитра - охра, белый, коричневый… Чистые "часовые" цвета. Очень много идей - и для всего нужно время.

"Любой рекорд - продукт скоропортящийся. Есть еще несколько вершин, которые должен взять часовой мастер"

Часы и картины - не слишком ли это разные сферы творчества?

Константин Чайкин: Смотрите: изобразительное искусство и скульптура имеют много пересечений. Художники часто переходили от плоскостного изображения к работе с объемами. А если вдуматься, часы - это и есть работа с объемами, это скульптура, причем динамическая.

Для большинства часовщиков графика - вообще неотъемлемая часть работы. Просто сегодня многие в основном сидят в компьютерных программах, а мне быстрее что-то набросать на листе бумаги, при помощи карандаша, линейки и циркуля. Так идет первичное построение часовой архитектуры. У меня не получалось делать это на компьютере.

Но графику все-таки можно считать продолжением инженерной мысли. А как у вас возникла потребность в живописи?

Константин Чайкин: Переход от графики к живописи можно воспринимать, с одной стороны, как некоего рода эскапизм - стремление избежать усталости, уход из внешнего мира в мир внутренний. А в какой-то мере это watch detox, потому что все равно есть перенапряжение от привычной работы. Поэтому когда слишком тяжело и сложно, я пытаюсь так переключиться. Кроме того, картину я создаю автономно, в отличие от часов на мануфактуре. Все зависит целиком от меня и получается быстрее. То есть это некая модель переноса творческой энергии в непосредственный результат. И потом, через изобразительное искусство получается более ясное высказывание - а диапазон идей, которые у меня есть, огромен.

Любимые инструменты художника - карандаш, циркуль и краски. Фото: пресс-служба

Наиболее ясное высказывание, и в то же время наиболее свободный полет мысли - это, на мой взгляд, свойство литературы…

Константин Чайкин: С литературой у меня пока не складывается. Но часы - тоже метафизическая структура, в которой есть невероятная глубина. Происходит взаимодействие со временем, я реализую свои творческие потребности. А живопись помогает в том, что я не могу реализовать через часы, в силу ограничений законов физического мира.

Какие цели ставите перед собой дальше?

Константин Чайкин: Нельзя бесконечно делать тонкие часы, потому что любой рекорд - продукт скоропортящийся: сегодня он есть, а завтра тебя кто-то обошел. Существует еще несколько вершин для часового мастера, которые хотелось бы достичь. Одна из них - создание хронометра, то есть высокоточных часов. Это тоже требует знаний и исследований. И предел точности, как и предел тонкости, неясен. Но дорогу осилит идущий.

Магазин Konstantin Chaykin в ГУМе: двухэтажное пространство с выходом на улицу Никольскую. Фото: пресс-служба