В Калининградской области завершился ежегодный шлюпочный поход "Путь к океану"

Около 130 человек прошли на 14 весельных ялах больше 160 километров по рекам Калининградской области и Куршскому заливу. В этом году шлюпочный поход приурочили к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и 35-летию Музея Мирового океана.
Пресс-служба Музея Мирового океана

Старт походу традиционно дали на набережной Петра Великого у знаменитого корабля "Витязь" - первого объекта калининградского музея. Мероприятие проводят уже в 19-й раз. В этом году оно вновь подтвердило международный статус: в походе на ялах приняли участие не только калининградцы и жители других регионов нашей страны, но также друзья из Республики Беларусь.

Для кадетов и курсантов он стал настоящей морской практикой. Ведь большая вода, по словам организаторов, сплачивает команду, учит справляться с трудностями, подставлять плечо товарищу и закаляет характер.

Впрочем, основная цель похода образовательная: ребята на практике учатся ставить свой первый парус, вязать морские узлы, швартоваться, быть слаженным экипажем и даже пользоваться метеорологической лабораторией.

Протяженный маршрут, который включает в себя участки рек Деймы, Преголи и Куршского залива, познакомил участников похода с историко-ландшафтными комплексами Гвардейского и Полесского районов.

Инициатором похода "Путь к океану" является президент Музея Мирового океана Светлана Сивкова. По ее словам, в самом первом шлюпочном походе приняли участие всего два экипажа. Сегодня эта цифра кратно увеличилась.

"Первые шаги мы совершили в далеком 1999 году. Тогда судно "Витязь" отмечало юбилей, и мы решили сделать регату, посвященную этому событию. Назвали ее "Миля Витязя". Она стала отправной точкой для похода "Путь к океану". Самое главное для нас - хранить традиции, историю родной страны. Только тогда наше государство будет крепким и непобедимым", - подчеркнула Светлана Геннадьевна.

Бессменным руководителем шлюпочных походов является заместитель генерального директора Музея Мирового океана по флоту Алексей Шуткин. "Путь к океану" он прошел 27 раз. В этом году он вновь возглавил поход, став его капитаном.

Фото: Пресс-служба Музея Мирового океана

"Путь к океану" прирастает не только новыми участниками, но и судами. В числе последних - уникальные исторические образцы.

"Наш музей - это место, где хранится память о морской истории России, ее главных этапах и победах. В этом году своеобразным флагманом похода стал символ рождения и развития российского флота - ботик "Святой Николай", который по нашему заказу построили на петрозаводской верфи деревянного судостроения", - рассказал генеральный директор Музея Мирового океана Денис Миронюк.

Это уникальный ботик, на котором российский император Петр I постигал азы судовождения. Первые шаги в этом деле он совершал вовсе не в море, а на реке Яузе и Просяному пруду в подмосковном селе Измайлово. В 1722 году с легкой руки императора шлюпку нарекли "дедушкой русского флота".

Если говорить об официальной классификации, то "Святой Николай" представляет собой парусно-гребную шлюпку. На верфи в Петрозаводске ее изготовили из аутентичных материалов, чтобы максимально приблизить к оригиналу. В длину ботик достигает чуть больше десяти метров и двух метров - в ширину. Им управляет экипаж из десяти человек.

Что интересно, оригинал судна дошел до наших дней. Император впервые увидев его в Измайлово, поразился, что судно может ходить не только на парусах по ветру, но и против него. После этого Петр I сделал соответствующую отметку в записке "О начале судостроения в России".

Реплика миниатюрного корабля, выполненная в натуральную величину, вошла в состав исторической флотилии Музея Мирового океана в январе этого года. Перед тем, как отправиться в поход, ботик прошел все необходимые испытания на воде.

Еще одно уникальное судно - куренас "Русна". Это реплика традиционной парусной лодки, на которой рыбаки Куршского залива отправлялись на промысел. Куренасы использовали не только для ловли рыбы: на них перевозили по воде сено, домашнюю утварь и даже сельскохозяйственных животных.

"Русна" стала первым историческим судном, которое заложили на верфях Калининградской области с использованием технологий судостроения тех лет. На воду реплику спустили в мае 2012 года.

В общей сложности поход продолжался семь дней. Кроме традиционных экскурсий и практических занятий по морскому делу, лекций естественно-научной и исторической направленности, особое место в программе похода уделили патриотическому направлению. За все время похода его участники совершили три возложения цветов к мемориалам советским воинам.

Фото: Пресс-служба Музея Мирового океана

Экватором похода стал поселок Заливино, на территории которого располагается исторический маяк с домиком смотрителя и научно-экспедиционная база Музея Мирового океана. Там участников ждала насыщенная лекционная программа, гребная регата и парусные маневры. Впечатления - сугубо положительные.

"Я уже в третий год принимаю участие в походе и каждый раз открываю для себя новые страницы истории Калининградской области. Это удивительный край, откуда можно бесконечно черпать вдохновение. Такие походы закаляют командный дух. Кроме того, наш экипаж научился справляться с непростыми погодными условиями: ветром, дождем, холодными ночами под открытым небом. Ребята смогли завести новые знакомства, пообщаться со сверстниками. В современном мире молодежь общается не только лично, но и через социальные сети, что делает связь между ними прочнее, позволяет надолго сохранить полученные за время походов впечатления", - резюмировал Максим Самаль, заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 5 города Молодечно Республики Беларусь.

Подготовка к походу следующего года уже началась. Как отметили организаторы, для участия в нем экипажи пройдут отбор и специальную подготовку.

Реклама, ФГБУК "Музей-заповедник "Музей Мирового океана", ИНН 3906027695
erid: F7NfYUJCUneTRUSQC2Gc
СЗФОВ регионах