Эксперт: как противостоять нелегальной занятости

Минтруд утвердил план мероприятий по противодействию нелегальной занятости до 2027 года. Проект предусматривает действия по пресечению подмены трудовых отношений на ГПХ или случаев неоформления официальных трудовых отношений. Только за первые месяцы 2025 года властям удалось выявить свыше 52 тысяч нелегальных работников.

Однако эксперты в области малого бизнеса и представители "ОПОРЫ РОССИИ" указывают, что проблема серой занятости переросла рамки административных нарушений и стала системным вызовом для экономики страны и ее регионов.

Чаще к нелегальному труду прибегают малые и средние предприятия. Причина такого явления довольно проста: компании стараются экономить на налогах, страховых взносах и оформлении документов. Но за кажущейся выгодой стоит реальный риск. Нелегальная занятость парализует управление персоналом, снижает производительность, ухудшает качество работы и разрушает доверие между сотрудником и работодателем. Когда трудовые отношения не оформлены, невозможно контролировать режимы работы, обучение, развитие навыков, мотивацию персонала.

Кроме того, массовое распространение теневой занятости приводит к значительным потерям в пенсионной системе, социальном страховании и формировании бюджета как на федеральном, так и на региональном уровнях. В условиях дефицита квалифицированных кадров, особенно в промышленных и удаленных регионах, это становится еще более болезненным вопросом. Работники, находящиеся вне официальной системы, не получают гарантий оплаты труда, социальных выплат, возможности официального карьерного роста. А компании, в свою очередь, лишаются инструментов для создания устойчивой команды, развития культуры труда и повышения конкурентоспособности.

Борьба с серым трудоустройством часто воспринимается как административная задача - проверки, штрафы и давление на бизнес. Но за рамками формальной повестки скрывается более глубокая возможность для регионального бизнеса: превращение легализации трудоустройства в действенный инструмент роста производительности, бюджета и зарплат сотрудников.

Нелегальная занятость парализует управление персоналом, снижает производительность, ухудшает качество работы

Одного только административного регулирования недостаточно. Необходимо создать условия, при которых легальное трудоустройство будет выгодным и удобным. Для этого нужны программы льготного страхования для малых предприятий, продвижение культуры трудовых стандартов, приоритетная государственная поддержка компаний, активно внедряющих прозрачные кадровые практики, государственная разъяснительная программа. Только когда легальный труд станет привычной нормой, можно будет говорить о настоящем экономическом росте со справедливым рынком труда.

Если у региональных компаний вырастет производительность труда, то руководители смогут платить сотрудникам высокую заработную плату и обеспечивать легальную занятость. Эти действия повысят социальную защищенность работников и откроют предприятиям доступ к государственным контрактам, льготному финансированию и субсидиям.

Региональные власти обязаны фокусироваться на поддержке предприятий, которые инвестируют в эффективность, - конечно, при поддержке федерального центра. Чем выше производительность, тем выше добавленная стоимость, зарплаты, больше налогов, которые остаются в регионе на благо их развития.

Однако сегодня губернаторы сталкиваются с серьезными ограничениями: повышение производительности труда формально включено в перечень десятка ключевых показателей эффективности региональных властей, но при этом не связано с реальной ответственностью. Отсутствие мотивации и инструментов управления не позволяет перевести эту задачу из категории декларативной в практическую плоскость. Между тем именно переход от контроля к поддержке, от штрафов к стимулированию позволит создать условия, в которых легальный труд станет нормой, а не исключением. Это не только укрепит позиции малого и среднего бизнеса, но и сделает регионы более устойчивыми и конкурентоспособными в общей экономике страны.

Для большинства малых предприятий серые схемы - вопрос выживания. Примерная чистая прибыль микробизнеса составляет 100-150 тысяч рублей в месяц - это уровень зарплаты. Поэтому на неофициальном оформлении предприниматели стараются сэкономить каждые 10 тысяч - почти 10 процентов месячного дохода. При этом руководители попадают в свою же ловушку: экономия на налогах оборачивается потерей контроля над производственными процессами. На этом фоне легализация труда - единственный путь к росту.

Региональные власти обязаны фокусироваться на поддержке предприятий, которые инвестируют в эфективность

Переход на официальное трудоустройство должен восприниматься не как бюрократическая обязанность, а как стратегический шаг к повышению производительности, конкурентоспособности и росту выручки. Бизнес, перешедший на белые схемы дохода, сможет получить управляемую команду, доступ к господдержке, госконтрактам и льготным кредитам, сможет привлекать инвестиции. Регионы, в свою очередь, получат рост ВРП, увеличение налоговых поступлений и снижение уровня безработицы.

Если мы говорим о технологическом суверенитете, цифровизации и модернизации, важно помнить: все начинается с базовых вещей. Легальный труд - фундамент эффективного управления. Без порядка нет развития. Без прозрачности нет доверия. Без партнерства нет роста.