Правительство закрывает "мобильный" канал обналичивания похищенных денег
Поправки вводят новый порядок: получив постановление органов дознания (в том числе органов внутренних дел и судебных приставов), оператор обязан немедленно перевести указанную в нём сумму в статус «арестовано» и вычислить свободный остаток на лицевом счёте абонента.
«Законопроект является логичным продолжением системной работы Правительства по борьбе с мошенниками. Мы приняли меры, которые уже сейчас позволяют банкам выявлять и блокировать подозрительные платежи. Но есть лазейка: мошенники переводят деньги на мобильные счета, а потом обналичивают их или пересылают дальше. Мы намерены ее устранить, чтобы повысить безопасность граждан», — сказал вице-премьер – главаАппарата Правительства России Дмитрий Григоренко.
Главное, что изменится после вступления закона в силу, полагают в аппарате Дмитрия Григоренко, произойдет резкое снижение финансовой эффективности таких преступлений. Например, если злоумышленник похитит деньги и попытается перевести их на подконтрольный номер, полиция по заявлению потерпевшего мгновенно заблокирует счёт. Все украденные средства перейдут в статус «арестовано», а на номере не останется свободных денег для оплаты тарифа. В результате оператор отключит SIM-карту за неуплату, и любые попытки воспользоваться украденными средствами — покупка кодов, получение SMS-подтверждений или перевод баланса — будут заблокированы. Деньги будут видны следствию и злоумышленник не сможет их заполучить.
Сейчас по действующему законодательству операторы связи обязаны оказывать услуги даже если денежные счета пользователя арестовали органы дознания, в том числе органы внутренних дел и судебные приставы. Это создает лазейку для мошенников, которые переводят похищенные средства на счета мобильных операторов, а затем обналичивают их через различные схемы, включая покупку цифровых товаров, переводы на подставные кошельки или вывод через SIM-карты. Преступники используют счета операторов связи как альтернативу банковским переводам. При этом такие операции сложнее отследить, поскольку традиционные механизмы блокировки финансовых транзакций в этом случае не применяются. Кроме того, в ходе следствия правоохранители могут остановить банковские операции подозреваемого, но не деньги, идущие через счета мобильных операторов.
Это позволит ограничить возможности мошенников для обналичивания незаконно полученных денег и повысит эффективность борьбы с киберпреступностью.

