Почему банки блокируют денежные переводы и куда обращаться, если это произошло

"РГ" объяснила, куда обращаться, если банк заблокировал денежный перевод
Россияне начали жаловаться на блокировки безналичных денежных переводов банками под предлогом защиты от мошенников. Особенное возмущение вызывают случаи заморозки переводов самому себе в другой банк, из-за чего люди временно лишаются возможности распоряжаться своими деньгами. Банк России, Росфинмониторинг и финансовый уполномоченный называют обоснованные жалобы единичными, но с готовностью объясняют причины, по которым банки блокируют переводы, и куда жаловаться, если это произошло.
Россияне не обязаны отчитываться банкам о переводах, но без объяснений деньги часто не разморозить.
Россияне не обязаны отчитываться банкам о переводах, но без объяснений деньги часто не разморозить. / Александр Корольков

В редакцию "Российской газеты" обратились читатели с жалобами на работу банковских антифрод-систем, предназначенных для противодействия телефонным мошенникам. В одном случае один из крупнейших банков без объяснения причин заблокировал пенсионерке перевод на 1 млн рублей в другой банк, где она намеревалась открыть вклад по более выгодной ставке.

Длительное общение по телефону со службой поддержки банка не дало результата, а деньги были разморожены только после личного визита пенсионерки с паспортом в банковское отделение в рабочий день. Компенсировать упущенную клиентом выгоду из-за заморозки денег и начислить проценты за время блокировки банк отказался.

Правовые аспекты банковской деятельности эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

В неофициальном комментарии для "РГ" представитель этого банка позже пояснил, что сначала антифрод-система автоматически заблокировала перевод, потому что деньги пришли со счета другого клиента в том же банке, а поручение клиента вывести средства в другой банк пришло через слишком короткий срок. Согласно внутренним правилам финансовой организации, такая операция считается подозрительной. Объяснения пенсионерки о том, что миллион рублей она получила от своего мужа с такой же фамилией, не убедили оператора службы поддержки. Вдобавок его подозрения усилились из-за того, что пожилая женщина говорила с банком по громкой связи и неуверенно отвечала на вопросы о своих паспортных данных.

В другом случае банк, входящий в экосистему одного из ведущих маркетплейсов, заблокировал попытку молодого человека вывести 500 тысяч рублей на свой счет в другом банке. При этом клиент несколько часов безрезультатно убеждал представителей банка, что действует по собственной воле, а не под влиянием мошенников. Перевод был разблокирован только после того, как человек пригрозил написать жалобу в Службу по защите прав потребителей Центробанка и обратиться в суд за компенсацией.

Из анализа отзывов и жалоб на случаи заморозки денежных переводов самому себе в другой банк, которые опубликованы на сайтах финансовых маркетплейсов, следует, что риск столкнуться с необоснованной блокировкой есть практически в любом банке, независимо от его величины. Чаще люди жалуются на те организации, которые занимают высокие позиции в ренкинге Банка России. А это, считай, все крупные банки страны.

Столкнуться с блокировкой теперь может любой человек, даже если просто переводит деньги между своими собственными банковскими счетами

Основными причинами блокировок денежных переводов могут быть требования сразу двух законов, а также общий тренд на усиление борьбы банков с мошенничеством. Во-первых, речь идет о соблюдении закона N115-ФЗ о противодействии легализации доходов и финансированию терроризма. Во-вторых, об исполнении банками требований N161-ФЗ "О национальной платежной системе", который регулирует денежные переводы в России.

Кроме того, банки обязаны самостоятельно разрабатывать и применять собственные антифрод-системы, опираясь на методические рекомендации Центробанка. В зависимости от настроек этих систем и внутренних правил банка денежные переводы могут попадать под блокировку и проверки реже или чаще. Также у сотрудников банков есть право запрашивать у клиентов документы по операции для проведения проверки законности перевода или платежа.

Практика показывает, что лучше пойти банкирам навстречу, хотя, строго говоря, закон не предусматривает обязанности клиента давать отчет о своих денежных переводах. В противном случае разморозка денег может затянуться. То же самое касается и личного визита в отделение банка с паспортом. При этом сотрудники банка обязаны строго соблюдать банковскую тайну и не разглашать полученные от клиентов сведения.

"Банки обязаны проверять переводы на признаки мошенничества и при наличии таких признаков приостанавливать операции, это предусмотрено законом: частями 3.1 и 3.4 статьи 8 N161-ФЗ. В этом случае банк должен предупредить клиента, что платеж может быть совершен на реквизиты злоумышленников. Но если человек подтверждает перевод, то банк исполнит его при отсутствии сведений о получателе денег в базе данных Банка России о мошеннических операциях", - рассказали "РГ" в пресс-службе Центробанка.

Если информация о получателе денег содержится в специальной базе данных Банка России о мошеннических операциях, перевод приостанавливается даже в том случае, когда клиент настаивает на нем или пытается совершить повторную операцию во время двухдневного периода охлаждения, подчеркнули в ЦБ.

"При этом банк сообщит человеку тем способом уведомления, который предусмотрен договором, что операция не прошла, укажет причину и срок приостановки. Но если спустя два дня клиент все-таки решит сделать перевод на этот же подозрительный счет, то банк обязан незамедлительно исполнить такое поручение и финансовую ответственность за это нести не будет", - пояснил представитель регулятора.

В Банке России обратили внимание россиян, что банк обязан проводить антифрод-мероприятия даже в тех случаях, когда клиент переводит деньги на свой счет, открытый в другом банке. "При появлении обоснованных подозрений о мошеннической операции для ее предотвращения банк обязан принимать предусмотренные законом меры. При возникновении споров с банком гражданин может прибегнуть к услугам финансового омбудсмена или обратиться в суд", - добавили в ЦБ.

Заблокировать клиенту перевод при малейшем подозрении способен любой банк России, потому что они все обязаны бороться с мошенниками

Со своей стороны в Росфинмониторинге разъяснили "РГ", что с 1 июня 2025 года ведомство получило более широкие полномочия приостанавливать денежные переводы. Это произошло на основании изменений, внесенных в текст закона N115-ФЗ от 7 августа 2001 года. Главное основание блокировки в этом случае - это "наличие достаточных оснований, свидетельствующих о приобретении денежных средств или иного имущества в результате совершения преступления и об их использовании в целях легализации (отмывания) доходов".

"В рамках реализации нового полномочия могут быть приостановлены исключительно операции с денежными средствами и иным имуществом, в отношении которых есть достаточные и предварительно подтвержденные основания полагать преступный характер их происхождения. Таким образом, подавляющая часть ежедневно совершаемых операций граждан и организаций никак не будет затронута и продолжится в обычном режиме", - отметили в Росфинмониторинге.

Когда Росфинмониторинг приостанавливает какую-либо операцию, то обычно деньги замораживаются на срок не более 10 дней. Однако в случае, если решение принято на основании информации компетентного органа иностранного государства, срок увеличивается до 30 дней.

Если человек столкнулся с блокировкой перевода по N115-ФЗ, оспорить действия банка он сможет только обратившись в Росфинмониторинг либо через суд. Во всех остальных случаях, помимо жалобы в Службу ЦБ по защите прав потребителей, люди вправе обращаться за помощью в Службу финансового уполномоченного. Так можно защитить свои права без оплаты услуг юристов и в досудебном порядке, и в последние годы этот путь решения проблем набирает популярность.

"Закон N161-ФЗ "О национальной платежной системе" устанавливает порядок противодействия банков мошенникам и обязывает банки отказывать в совершении "подозрительной" операции. Поскольку законодательство, устанавливающее подобные ограничения, сравнительно новое (последние существенные изменения в этой части вступили в силу в июле прошлого года), практика его применения еще не вполне сложилась. Как и не вполне сформировалось понимание граждан о том, какие действия им нужно совершить, если банк перестраховался и отказал в совершении операции, которая никак не связана с мошенниками", - прокомментировал "РГ" сложившуюся ситуацию главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин.

По словам Воронина, в Службу финансового уполномоченного поступают единичные обращения, связанные с ситуациями, когда банк приостанавливает операцию или отказывает в ее совершении ввиду ее "подозрительности". "К примеру, в одном из недавних дел пенсионер требовал взыскать с банка проценты за пользование чужими денежными средствами в связи с тем, что банк приостановил его операцию по снятию 100 тысяч рублей наличными в банкомате и заблокировал карту. Финансовый уполномоченный счел, что банк обоснованно отнес операцию к "подозрительной" и отказал в ее проведении клиенту, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению", - рассказал омбудсмен.

"Массовой эту проблему назвать нельзя, и я полагаю, что со временем она и вовсе исчезнет: банки донастроят свои антифрод-системы, проанализировав итоги их работы, а клиенты банков будут достаточно информированы о необходимом порядке действий в случае приостановки либо отказа в совершении операции, которая имеет признаки "подозрительности", но на самом деле не связана с действиями мошенников", - считает Юрий Воронин.

Опрошенные "РГ" банки разошлись в оценке частоты жалоб на необоснованные блокировки денежных переводов. Так, в Банке ДОМ.РФ говорят, что это редкость, тогда как Газпромбанк сообщил о возросшей частоте обращений недовольных людей, связав их с ростом полулярности цифровых каналов обслуживания. Но все банки сходятся на том, что проверки клиентов проводятся ради их же блага из-за высокой активности телефонных мошенников.

Банки