Кто сегодня создает хиты: музыкант или нейросеть?

Нейросети научились определять алгоритм популярного трека
Пол Маккартни однажды сказал: "Зрителям нужна Yesterday, и если я поставлю себя на их место, то пойму, что мне тоже нужны хиты". Сегодня эти слова звучат особенно остро - ведь музыка больше не создается так, как раньше. Вместо вдохновения и живых инструментов все чаще появляются алгоритмы, сэмплы и нейросети. Современные треки зачастую собираются как пазл: из вирусных хуков, трендов социальных сетей и рекомендаций стримингов. Искусственный интеллект подсказывает, что понравится слушателю, еще до того, как он это услышит. Что ждет музыкальный сегмент с развитием нейросетей и почему одни песни слушают десятки лет, а другие - несколько дней? Может ли ИИ написать мировой хит?
Шестирукого робота-барабанщика сумели сделать школьники из Челябинска. Играет не хуже человека.
Шестирукого робота-барабанщика сумели сделать школьники из Челябинска. Играет не хуже человека. / Донат Сорокин / ТАСС

Что делает песню хитом?

Что же общего у самых популярных песен? Гармония, запоминающийся мотив, ритм, структура? Или все-таки неуловимая магия, которую невозможно разложить на ноты и аккорды? Фаррелл Уильямс, автор бессмертной Happy, ответил на этот вопрос так: "Настоящий хит - это песня, которая становится частью твоей жизни, даже если ты этого не хотел". С ним трудно поспорить. Ведь именно такие песни начинают жить отдельно от авторов - в памяти людей, в кино, в уединенной семейной обстановке. Это не просто хорошие мелодии. Это эмоции, которые узнает тело. Это синхронизация ритма с пульсом. Именно поэтому такие песни невозможно предсказать "алгоритмом успеха" - они проживаются, а не производятся. У них есть душа - и это то, что пока ускользает от машин.

Как давно ИИ пишет музыку?

Еще в 1957 году была создана первая композиция при помощи компьютера - четырехчастное произведение для струнных, которое назвали "Сюита Иллиака". С тех пор технологии сделали гигантский рывок. В 2023 году стартовал уникальный проект "Слушай города", в рамках которого ИИ создавал саундтреки для городов России, опираясь на архивные произведения, местную историю и данные о качестве жизни.

Сегодня нейросети могут выступать не только соавторами, но и создавать каверы и интерпретации мировых хитов, поражающие своей правдоподобностью. Например, ИИ-вариант песни Hey There Delilah в исполнении Канье Уэста звучит настолько убедительно, что вызывает удивление, а обработка Summertime Sadness Ланы Дель Рей в стиле Синатры переносит слушателя в ретроэпоху. Кроме того, искусственный интеллект научился воссоздавать стиль легендарных групп и исполнителей - от Led Zeppelin 1950-х до вокала Честера Беннингтона из Linkin Park, что позволяет услышать, как бы звучали эти артисты сегодня или множество десятилетий назад. Все это стало символом новой эпохи в музыкальной индустрии - эпохи, где человек и ИИ начинают соревноваться за внимание слушателя.

Какова сегодняшняя реальность?

Нейросети уже умеют имитировать. Даже очень хорошо. Они анализируют сотни тысяч хитов, разбирают их на молекулы: темп, гармония, структура куплет - припев - все это складывается в математическую модель, которая подсказывает, что "должно" понравиться слушателю.

Нейросети могут создавать интерпретации мировых хитов

И в каком-то смысле они действительно находят формулу. Но чем больше становится хитов, сделанных по лекалам, тем сильнее возникает ощущение: это не хиты, а их тени. Они не оставляют следа. Они исчезают, не успев стать частью нас. Если раньше песня "жила" на радио неделями, набирая популярность, то сейчас трек может обрести огромную популярность за одну ночь - и исчезнуть уже через два дня.

Современный хит длится от 3 до 5 минут. Он начинается с припева (иначе слушатель свайпнет), в нем обязательно должен быть момент для челленджа. Все упрощается: аккорды, тексты, смысл. И все это ради вирусности. Руководитель скаутинга лейбла Koala Music Константин Власенко подчеркивает: если не будет четкой границы между творчеством человека и машинным продуктом, музыкальный рынок рискует стать шумом, в котором теряются настоящие истории. В России, как и в большинстве стран мира, ИИ-контент не защищается авторским правом, не признается результатом человеческого труда. Это оставляет правовой вакуум.