В опросе приняли участие около 1200 студентов из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Татарстана, Пермского края, Белгородской, Брянской, Владимирской, Новосибирской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Тамбовской областей.
Оказалось, что самыми любимыми форматами для молодой аудитории стали посты в Telegram-каналах, короткие видео на Ютуб и образовательные шоу в соцсети "ВКонтакте".
Так, почти 70% респондентов указали, что не реже одного раза в неделю читают или смотрят научпоп. В лидерах по популярности среди площадок - Telegram (70% студентов назвали его основным источником научно-популярной информации), далее идут Ютуб, "ВКонтакте" и TikTok.
Наиболее востребованные форматы - визуальные: короткие видео, подкасты, интервью и образовательные шоу. Студенты называют их удобными, наглядными и "живыми", в отличие от видеозаписей академических лекций, а также обычных текстов.
Среди самых популярных авторов и каналов, которых назвали респонденты: "Химия просто", "Космос просто", "Утопия Шоу", "Эксплойт", "Кот Шредингера" и другие. Сайты научпоп-изданий регулярно посещают только 15% опрошенных.
По мнению директора центра по связям с общественностью НИТУ МИСИС Екатерины Сошниковой, в условиях цифровой перегрузки и быстрого темпа жизни, студенты все чаще выбирают форматы, которые можно "смотреть на ходу" - в дороге, между парами или во время прогулки.
"Видеоролики - это самый популярный способ потребления информации у студентов. Поколения Z и Альфа родились "с телефоном в руках". Они самовыражаются, учатся и развлекаются через шортсы и рилсы (короткие видео в разных соцсетях). Поэтому и научпоп для них легче воспринимается этим способом, - отметила Екатерина. - Если СМИ или любые организации хотят привлечь внимание молодежи, то текстовый контент необходимо адаптировать под видеоформат. Тем более, с развитием нейросетей сделать это не так сложно".