Россияне используют арендные самокаты как транспорт

Большинство (94 процента) пользователей кикшеринга используют их не для развлечения, а чтобы добраться до нужной точки. К такому выводу пришли аналитики Яндекс Go на основании исследования. Количество людей, которые использовали самокат только в транспортных целях, за год увеличилось на 90 процентов. Эксперты объясняют это тем, что самокаты становятся частью городской рутины. Кроме того, те пользователи, которые уже хорошо знакомы с самокатами, склонны использовать их именно как транспорт.
"Первая поездка часто бывает ознакомительной - в 43 процентах случаев она развлекательная. По мере использования сервиса фокус смещается на решение транспортных задач. Уже к 10-й поездке доля развлекательных маршрутов падает до 25 процентов, а к 30-й - до 20 процентов", - отмечают аналитики Яндекс Go.
Исследование показывает чёткую эволюцию поведения пользователей: чем больше поездок совершает человек, тем чаще он использует самокаты в качестве транспорта.
Так, 77 процентов поездок кикшеринга сервиса в сезоне-2025 совершены частотными пользователями. Их число за год выросло на 15 процентов. А количество высокочастотных пользователей, то есть тех, кто совершил больше 100 поездок, увеличилось на 36 процентов по сравнению с прошлым годом. Эти люди арендуют самокаты каждый день или через день.
Аналитики отмечают, что чем активнее человек пользуется сервисом, тем чаще повторяются его маршруты. У частотных пользователей треть (33 процента) поездок проходит по одним и тем же путям - как правило, это "дом-метро" или "дом-работа".
Часто самокат становится заменой общественного транспорта, например, в ночное время. В этот период длительность транспортных поездок на самокатах увеличивается на 76 процентов. Самые продолжительные транспортные поездки - 12 минут - приходятся на глубокую ночь, с 1:00 до 4:00. Начиная с 6:00 их длительность уменьшается - со стартом работы общественного транспорта пользователи строят мультимодальные маршруты, совмещая самокаты, например, с метро и автобусами.
Еще самокаты создают внутреннюю сеть микромобильности на больших территориях. Например, связывают удалённые учебные корпуса, общежития и выходы к транспортным узлам. Самокаты также соединяют большие жилые территории в местах, где нет общественного транспорта.
Кроме того, Самокаты используют там, где не проедет другой транспорт. Это могут быть узкие улицы, проходы у железнодорожных путей или промышленные территории. Таким образом, самокаты связывают изолированные районы в единую городскую сеть.
Кстати, половина поездок на самокатах начинается или заканчивается у транспортных узлов. Самокаты используют, чтобы добраться от дома до метро, автобусной остановки, железнодорожной станции. Или наоборот - от транспортного узла до дома, офиса или учебного заведения. В результате зона эффективного охвата транспортного узла увеличивается. В среднем комфортная пешая доступность ограничена радиусом 700-800 метров. Самокаты же расширяют её до 2-3 километров.

