Эксперты: Цены на билеты "Победы" не вырастут из-за новых правил провоза клади

Российский лоукостер "Победа" изменил габариты бесплатной ручной клади, в частности, ее ширина увеличилась на 11 см. Кроме того, сняты ограничения по весу клади. Это значительно увеличит комфорт пассажиров, прежде всего тех, кто летит куда-либо с деловыми целями, пояснили "РГ" эксперты.
Наталья Селиверстова/РИА Новости

Что изменилось?

В июне "РГ" писала о том, что судебным решением авиакомпанию "Победа" обязали увеличить габариты бесплатно провозимой ручной клади.

Перевозчик, в свою очередь, пояснял, что габариты провоза ручной клади определены в соответствии с рекомендацией производителя воздушных судов - компании Boeing - и рассчитаны исходя из деления объема багажных полок на число пассажирских кресел для безопасного и максимально комфортного размещения клиентов на борту с учетом традиционно высокой загрузки рейсов (95%, а на некоторых направлениях - 100%).

На тот момент имелось два варианта провоза ручной клади. В первом случае в салон можно было взять только то, что помещалось в калибратор размером 36х30х27 см (плюс некоторые вещи сверх нормы). Второй вариант предусматривал ручную кладь габаритами до 4х36х30 см и весом не более 5 кг, к которой также можно было добавить некоторые вещи (но все вместе тоже должно было помещаться в калибратор 36х30х27 см).

Скорректированные "Победой" правила провоза подразумевают габариты бесплатной ручной клади до 15х36х30 см. Таким образом, увеличена ширина одного места клади - с 4 до 15 см. Кроме того, сняты ограничения по ее весу.

Еще одно нововведение: размер запечатанного пакета с товарами из DUTY FREE, разрешенного к провозу сверх ручной клади, теперь составляет не более 24х32х10 см (раньше было разрешено 10х10х5 см).

Также к списку вещей, разрешенных к провозу на борту сверх ручной клади, добавлены ноутбук или планшет в мягком чехле и зонт-трость.

При этом калибратор размерами 36x30x27см остается измерителем габаритов основной ручной клади (одного места ручной клади - рюкзака, или дамской сумки, или портфеля).

Таким образом, сейчас к провозу в салоне самолета допускаются: одно место ручной клади габаритами до 15х36х30 см и рюкзак габаритами не более 12х36х30 см (или дамская сумка, или портфель с вложенными внутрь вещами, или вещи, помещенные в калибратор); либо все вещи, которые помещаются в калибратор габаритами 36х30х27 см.

Какие "послабления" важны для пассажиров?

На такой шаг повлияли одновременно и решение суда, и медийный шум, наблюдавшийся вокруг "Победы" этим летом, считает руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко.

И это хороший пример того, что условия перевозок могут определяться в том числе и общественным мнением.

"Очевидно, что толщина ручной клади 4 см - это абсурд, при таких условиях пассажир может взять с собой в самолет только папку с бумагами, и больше ничего", - отмечает авиаэксперт.

Решение "Победы" он называет абсолютно правильным. "Я могу только порадоваться за тех пассажиров, которые пользуются услугами авиакомпании", - говорит собеседник.

При этом ширина клади увеличилась только на 11 см. "Это не очень много, но человек хотя бы может теперь положить в портфель помимо документов еще и ноутбук. Это удобно для тех, кто, например, летит на переговоры", - продолжает эксперт.

Первый российский лоукостер и создавался, в принципе, прежде всего для бизнесменов. "Победа" заточена на дешевые и быстрые перевозки, прежде всего деловые", - напоминает Андрей Величко.

Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев подтверждает, что перевозчик пошел на этот шаг после того, как было вынесено соответствующее решение суда, удовлетворившего требования прокуратуры.

Среди действительно полезных "послаблений" он назвал увеличение размера пакета с товарами магазина беспошлинной торговли, которое будет актуально для пассажиров, путешествующих по международной маршрутной сети.

Повлияет ли коррекция правил на цену авиабилетов?

Расширение "Победой" габаритов бесплатной ручной клади вряд ли увеличит цену на авиабилеты, уверен Андрей Величко.

"На стоимость перелетов влияют два основных фактора: цены на топливо и размер аэропортовых сборов. Поэтому говорить о том, что билеты подорожают из-за увеличения ширины клади, не совсем корректно", - подчеркивает он.

"Заметного влияния на поведение пассажиров или на цены на билеты решение о пересмотре норм провоза ручной клади не окажет. Подавляющее большинство клиентов по-прежнему будут брать на борт ручную кладь, которая помещается в калибратор 36х30х27 см", - подтверждает и Олег Пантелеев.

При этом авиакомпания вряд ли потеряет деньги на этом решении, ведь она берет плату практически за все дополнительные услуги, например за выбор места в салоне или регистрируемый багаж.

"Таким образом они пытаются минимизировать свои расходы. С одного рейса возьмут, с другого, третьего… У них же большой пассажиропоток - более 10 млн в год, поэтому из таких мелких поступлений собираются достаточно неплохие суммы, которые позволяют минимизировать расходы и держать цены на бюджетном уровне", - объясняет Андрей Величко.

Эксперт вспоминает, что когда-то руководство компании шутливо заявляло, что скоро их самолеты будут напоминать автобусы: пассажиры так же будут стоять в салоне и держаться за поручни.

Таким образом, увеличение габаритов бесплатной ручной клади даст больший комфорт пассажирам "Победы", но вряд ли повлияет на цены или на ту конкурентную среду, которая существует на российском рынке перевозок, считают эксперты.

А как у других перевозчиков?

Как говорил выше Андрей Величко, "Победа", скорее, больше подходит деловым людям, которые часто летают на переговоры или рабочие совещания в рамках одного дня. Им, соответственно, не нужно брать с собой много вещей.

Те же, кто, например, планирует отправиться этой авиакомпанией на отдых, будут вынуждены либо доплачивать за допуслуги, либо пытаться уместить "очки, тапочки, полотенце и купальник" в заявленные размеры. Автор материала сама наблюдала в аэропорту, как некоторые пассажиры просто надевали не влезшие в калибратор "Победы" вещи на себя.

"Да, действительно, для поездки к морю лучше выбрать другую авиакомпанию, где билеты дороже, но и габариты свободнее. Здесь лучше не экономить и полететь, например, "Аэрофлотом", - улыбается Андрей Величко.

Каковы же условия у других перевозчиков?

У "Аэрофлота", к примеру, параметры ручной клади составляют 55×40×25 (длина/ширина/высота) см, вес для тарифов "эконом" и "комфорт" - до 10 кг, для "бизнес" - до 15 кг. Сверх нормы бесплатно можно взять с собой в полет рюкзак (весом не более 5 кг и габаритами по сумме трех измерений не более 80 см), дамскую сумку или портфель, букет цветов, верхнюю одежду, зонт-трость и ряд других вещей. При этом товары, купленные в магазинах беспошлинной торговли и упакованные в пластиковый пакет, могут иметь габариты (по сумме трех измерений) не более 115 см.

Что касается S7 Airlines, то здесь нормы ручной клади близки к "аэрофлотовским". Так, в экономклассе можно бесплатно провозить кладь весом до 10 кг, в бизнес-классе - до 15 кг. Бесплатно можно взять на выбор чемодан или сумку не больше 55×40×23 см (в эти габариты нужно уместить всю ручную кладь с учетом размеров колес) либо один музыкальный инструмент не больше 90×40×23 см. В дополнение разрешается взять дамскую сумку, портфель или рюкзак (допускается вес до 5 кг и размер до 75 см по сумме длины, ширины и высоты).

"Уральские авиалинии" установили габариты ручной клади, не превышающие 55 см в длину, 40 см в высоту и 20 см в ширину. Вес клади в экономклассе должен составлять до 10 кг, в бизнес-классе - до 15 кг.

Таким образом, у российских пассажиров есть выбор: по рабочим вопросам они могут лететь на "Победе", на отдых - "Аэрофлотом", S7, "Уральскими авиалиниями" или другими авиакомпаниями. Либо адаптировать свои цели и возможности к условиям, предлагаемым перевозчиками. И то, что эти условия становятся мягче, - большой плюс для обеих сторон.