В Саратове вышла книга про Олега Табакова

Журналист, сценарист, создатель кинофестиваля "Саратовские страдания" Татьяна Зорина опубликовала книгу "Саратов: Счастливые дни Олега Табакова". Пока вышел сигнальный экземпляр, тираж книги отпечатают к началу кинофестиваля, президентом которого Олег Павлович был с момента его открытия. Он пройдет с 24 по 30 сентября.
Татьяна Зорина: Олег Павлович был предельно серьезный, гениально собранный человек.
Татьяна Зорина: Олег Павлович был предельно серьезный, гениально собранный человек. / Владимир Янченко/РГ

Татьяна Викторовна, ваше знакомство с Табаковым продолжалось много лет, а первое свое впечатление, зрительское или, может быть, при личной встрече, помните?

Татьяна Зорина: В юности, в детстве, когда фильмы выходили на экраны, мы смотрели их не один раз. Допустим, фильм шел в кинотеатрах неделю, каждый день по четыре сеанса. А если он нравился, ты мог и несколько раз пойти.

И в кино я, конечно, видела Табакова много раз. Такие роли, как Олег Савин из фильма "Шумный день" или Николай Ростов в "Войне и мире", они запоминались.

А как человека я его впервые увидела тоже в кино. Это был фильм Натальи Иосифовны Каган, который назывался "Театр моего детства", про Саратовский ТЮЗ. Табаков там стоял на крыльце театра таким франтом с модной прической в кожаной курточке и рассказывал про ТЮЗ.

Может быть, это мое субъективное и неправильное впечатление, но было ощущение, что столичный человек вспоминает свою деревенскую юность, что Саратов, о котором он говорит, почти не имеет для него значения.

Поэтому, когда Табаков приехал на гастроли впервые, у меня не было к нему особого влечения. Я работала на телевидении редактором, посмотрела все спектакли, они мне понравились, сделала передачу.

А во время вторых гастролей на телевидение пришел директор театра-студии Табакова, он хотел, чтобы о гастролях больше рассказывали, и мне много чего разрешили снимать. Мы тогда показали для саратовцев запись спектакля "Матросская тишина". К сожалению, запись не сохранилась, потому что их постоянно стирали.

Сама я лично стерла запись спектакля "Анекдоты", чтобы записать тот же самый, но годом позже. А тот стертый был несравненным, там были такие потрясающие Женя Миронов, Машков и сам Олег Павлович...

Вообще во время этих гастролей был всплеск поразительной любви саратовцев к Табакову, к его театру. В один из вечеров на телевидение в большую студию пришел весь театр, а мои знакомые, которые оказались его большими поклонниками, накрыли столы и не взяли за это ни копейки. Это был потрясающий вечер. Записали его на пленку, а через три недели снова все стерли, потому что потребовалось снимать какой-то официоз.

Но, после того как состоялось вот такое неформальное знакомство, мы все друг друга полюбили.

Насколько открытым человеком был Олег Павлович в личном общении?

Татьяна Зорина: Все его ученики рассказывают, какой он был веселый, как часто все переводил в шутку и не мог долго оставаться серьезным.

Но я мало такое наблюдала, может быть, только когда собиралась толпа людей и ждала какой-то репризы...

Он был предельно серьезный, гениально собранный человек. Когда он приезжал и жил в гостинице, то занимался только одним: постоянно читал пьесы, книжки, смотрел фильмы. Как-то позвонил мне и спросил, можно ли сейчас увидеть только что вышедший фильм "Свободное плавание". Приехал в Дом кино, посмотрел фильм и спрашивает: "Ну что ты думаешь?" А я догадываюсь, что его интересует, говорю: "Мне кажется, очень хороший". Он отвечает: "Мне тоже так кажется, я его возьму". Он говорил об актере Александре Яценко, который в этом фильме сыграл одну из своих первых заметных ролей.

"Табаков был очень закрытым и, по моему мнению, не до конца понятым человеком"

Табаков находился в постоянном мыслительном процессе, и при общении с ним надо было суметь в этот процесс впрыгнуть.

Понятно, что мы были для него периферийной историей, но он ни разу от меня не отмахнулся, не сказал, что ему не до меня. И еще: Табаков - один из немногих людей среди тех, кого я знаю, который, если не мог сразу ответить на телефонный звонок, всегда потом перезванивал.

С ним часто отождествляют его персонажей, а он был очень закрытым и, по моему мнению, не до конца понятым человеком.

Легко ли было уговорить Табакова стать президентом кинофестиваля "Саратовские страдания"?

Татьяна Зорина: Вообще не уговаривала ... У меня просто не было другой кандидатуры. Он тогда приехал в Саратов, я позвонила, рассказала, что организовываю фестиваль, и спросила, не согласится ли он стать президентом. Он переспросил: "Тебе это надо?" И согласился. И все годы очень помогал.

В программе у нас была рубрика "Список президента", для нее Табаков сам выбирал фильмы, которые мы потом показывали.

Когда снимали фильм "Дорога к Сталинграду", вам пришлось наблюдать Олега Павловича в процессе съемок. Каким он был на съемочной площадке?

Татьяна Зорина: В поезде Табаков ехал вместе с сыном Павликом в отдельном купе, как обычно читал пьесы и книги. Когда была готова площадка, режиссер Марина Цурцумия его звала, он садился и отвечал на мои вопросы. Был абсолютно сосредоточен. Просто выходил и рассказывал. При этом, я уверена, его эпизоды ни с чем не сравнимы по мощи человеческого переживания в кадре.

Этот фильм - про отца Табакова - Павла Кондратьевича, который во время войны был начальником санитарного поезда, участвовал в Сталинградской битве. И Олег Павлович там сыграл самого себя, рассказывал о своем детстве. А как идея такого кино родилась?

Татьяна Зорина: Сценарий фильма мы писали вместе с моим сыном. Это, собственно, была его идея. Артем с детства увлекался военной историей. Они вместе с отцом часто ходили в парк Победы, где установлен вагон того самого санитарного поезда.

Накануне канал "Культура" заказал нам снять несколько сюжетов о Героях Советского Союза, тогда были живы в Саратовской области пять человек. Мы встретились не только с ними, но и со многими другими ветеранами, записывали их рассказы. И так вышли на тему, связанную с отцом Олега Павловича.

Написали сценарий, отправили его в Госкино, чтобы получить грант на съемки фильма. Вопрос очень долго не решался, и отношение было странное. Я даже пыталась поговорить с Табаковым, но он мне сказал: "Ты как это представляешь, чтобы я позвонил и сказал, мол, сделайте кино про меня?" Наконец, со скрипом, съемки нам согласовали.

Олег Павлович очень убедительно рассказывал об истоках интереса к театру, о том, как ходил в Саратовский ТЮЗ.

Татьяна Зорина: В ТЮЗ все в детстве ходили, но Табаков-то один. Дело в том, на какую почву все это ложилось.

У него был очень мощный и синтетический дар: и трагический, и комический одновременно. У кого-то бывает больше что-то одно, а у него, как мне кажется, в равной степени.

В нашей книге есть история про то, как после съемок в одном из первых фильмов к молодому Табакову подошел известный режиссер и, не знаю, с какой уж целью сказал, что, мол, с твоей внешностью и возможностями тебе претендовать особенно не на что. Если у человека мало душевных сил, такого разговора достаточно, чтобы его внутренне убить. А когда дар от Бога, то сопротивляемость к таким вещам другая. Пусть даже, как у Табакова, в 29 лет случится инфаркт, но он это переживет и пойдет дальше.

Сейчас мы можем все это додумывать, сам он на эти темы не разговаривал.

Думаю, что он всю жизнь последовательно и мучительно самосовершенствовался. А став старше, людей хорошо понимал, жалел и знал, что они нуждаются в утешении.

Женя Миронов рассказывает в книге, что он никогда не мстил и не вспоминал такие истории. Хотя предательство, в том числе со стороны учеников, случалось. У него были какие-то свои внутренние способы с этим справиться.

Говорят, что Олег Павлович помогал очень многим людям, а вам приходилось обращаться к нему за помощью?

Татьяна Зорина: Был такой момент, когда у нас совсем не было денег на проведение фестиваля. Все отказали. Я ему позвонила, объяснила ситуацию. Он выслушал и дал 200 тысяч рублей. Потом нашелся еще спонсор, и нам не пришлось переносить фестиваль.

Помнится, у вас была идея создать музей в доме, где прошло детство Олега Павловича, на углу Мирного переулка и Большой Казачьей улицы. Есть с этим какие-то подвижки?

Татьяна Зорина: Пока говорить по-прежнему не о чем. Помещения в этом доме продают, но дорого, и у города нет на это денег. Родители Табакова занимали две небольшие комнатки на втором этаже, и туда есть отдельный вход со двора через кухню, что очень удобно. В этом доме можно было бы создать музей кино и театра. В Саратове столько всего с этим связано. Начиная с фильма "Чапаев", где и главный герой, и артист Борис Бабочкин, исполнивший эту роль, - наши земляки. Уже одного этого достаточно, чтобы такой музей создать... А еще - Табаков. Театральный деятель и великий русский артист.