Директор "Ленкома" Дмитрий Берестов: Люди стали больше ходить в театр

Директор в театре - должность, которая, казалось бы, всегда остается за кулисами. Но эта должность не только про удобство буфетов, почищенную зимой крышу и комфорт художественного руководителя. История театра знает немало легендарных управленцев. Сегодня в театры приходит новое поколение директоров, которым приходится решать множество задач - от объединения двух разных актерских трупп до помощи героям СВО. О том, что значит возглавлять один из ведущих театров Москвы, "Российской газете" рассказал Дмитрий Берестов - директор "Ленкома" и Театра на Юго-Западе.
Директор театра после спектаклей выходит в фойе, чтобы послушать отзывы зрителей.
Директор театра после спектаклей выходит в фойе, чтобы послушать отзывы зрителей. / Василий Кузьмичёнок / Агентство "Москва"

В январе этого года вы возглавили театр "Ленком" - легендарную площадку с богатой историей, знавшую периоды высоких творческих взлетов, особенно в эпоху Марка Анатольевича Захарова. Как вы восприняли это назначение?

Дмитрий Берестов: Стояла задача эффективно совмещать две руководящие позиции и повышать показатели обоих коллективов. Это возможно лишь при условии четкой организации рабочего процесса и слаженной работы всего персонала. Без контакта и взаимопонимания с коллективом совмещение обязанностей было бы невозможным. Мой рабочий день начинается с оперативных сводок из театров, обсуждения текущих задач с руководителями подразделений, постоянного взаимодействия с коллегами. Не существует универсальной теории успеха. Миссия директора заключается в создании условий для творческого процесса, для комфортной работы художественного руководителя. Не менее важны повышение качества сервиса, формирование лояльности и постоянная работа с нашей уважаемой публикой, направленная на исключение любых поводов для недовольства. А если вопросы все же возникают, их необходимо оперативно решать.

Ваш предыдущий опыт работы с Александром Анатольевичем Ширвиндтом в Театре сатиры, несомненно, велик. Пригодился ли он вам или в "Ленкоме" все начиналось с чистого листа?

Дмитрий Берестов: Театр сатиры стал для меня важнейшим этапом профессионального становления. Работая там, я стремился постичь все тонкости театрального производства, параллельно получая юридическое образование. Под руководством Александра Анатольевича я прошел практически все ступени - от монтировщика сцены до главного администратора. Для последнего не существует слов "не могу" или "не умею". Только "все будет сделано" и "в кратчайшие сроки". Эта школа учит быстро ориентироваться, мыслить и выполнять самые нестандартные поручения.

В одном из интервью вы упомянули, что после спектаклей выходите в фойе, чтобы послушать отзывы зрителей.

Дмитрий Берестов: Да, это действительно так. Мнение публики - один из важнейших показателей, это своего рода верховный судья любого спектакля. Сегодня у театров множество конкурентов. Крупные компании и корпорации инвестируют в продвижение своей продукции и рекламу колоссальные средства. Театр не в состоянии соперничать с такими бюджетами, с кино, телевидением, онлайн-платформами. Но именно театр помогает человеку стать лучше, отвлечься от повседневных забот, соприкоснуться с нравственностью и духовностью. Поэтому наша задача - создать для зрителя максимально комфортные условия, чтобы визит в театр и погружение в его волшебный мир были исключительно приятными.

Мнение публики - это своего рода верховный судья любого спектакля

Президент "Ленкома" Марк Борисович Варшавер передал вам театр в хозяйственном отношении в состоянии, близком к идеальному.

Дмитрий Берестов: Основная задача в данном направлении - поддерживать этот высокий уровень. Этим мы и занимаемся. С главным инженером были составлены детальный план и график ремонтных работ всех помещений. Летом уже был проведен значительный объем работ по ремонту, обновлению и освежению интерьеров. Аналогичная кропотливая работа ведется и в Театре на Юго-Западе.

На какие привилегии могут рассчитывать артисты "Ленкома"?

Дмитрий Берестов: В театре действует балльная система оплаты труда. В трудовом договоре каждого артиста зафиксирован его индивидуальный балл. Его номинальную стоимость я не могу раскрывать, это тайна. В целом уровень заработной платы у ленкомовцев достойный, жалоб со стороны сотрудников не поступает.

Насколько усложнила жизнь театра система покупки билетов по паспорту?

Дмитрий Берестов: Новые правила приобретения билетов действуют с 15 марта. Мы заранее подготовились к их введению и проработали все возможные вопросы, связанные с покупкой и переоформлением билетов по документам. Всегда можно обратиться в кассу театра или в администрацию, где предоставят исчерпывающую консультацию и окажут содействие в оформлении и покупке.

"Ленком" страдал от деятельности спекулянтов?

Дмитрий Берестов: В меньшей степени, чем другие театры.

"Юнона" - легенда "Ленкома". Фото: РИА Новости

Я обратила внимание, что на ближайшие показы "Юноны и Авось" билетов нет.

Дмитрий Берестов: Дефицит билетов касается не только "Юноны". В целом зрители стали чаще посещать театр.

При этом цены на билеты растут. Как в такой ситуации говорить о доступности?

Дмитрий Берестов: В нашем театре есть билеты стоимостью от 1100 рублей.

Ожидается ли в новом сезоне повышение цен на билеты и в буфете?

Дмитрий Берестов: Мы приложим все усилия, чтобы цены оставались доступными. Кроме того, мы сохраняем все льготы, включая специальные условия для участников СВО и их семей, для нас это важно.

Кстати, какую помощь оказывает театр участникам СВО? Например, Театр им. Вахтангова направляет гуманитарную помощь.

Дмитрий Берестов: Мы регулярно выступаем в госпиталях, проводим бесплатные концерты, которые помогают бойцам поднять моральный дух. Особой гордостью Театра на Юго-Западе является проект "МЫ+", создающий уникальное пространство для творчества детей из семей участников СВО. Для этих юных артистов мы открываем главную сцену, чтобы их талант был увиден и услышан.

Традиции Марка Захарова в театре бережно сохраняют. Фото: РИА Новости

Какие премьеры ожидают зрителей в новом сезоне в "Ленкоме" и Театре на Юго-Западе?

Дмитрий Берестов: 13 и 14 декабря Владимир Панков представит спектакль "Репетиция оркестра" по мотивам фильма Феллини и творческой биографии Марка Захарова. Это долгожданная премьера - первая работа нашего художественного руководителя Владимира Николаевича Панкова в "Ленкоме". Он - уникальный режиссер, создатель жанра саундрамы.

В Театре на Юго-Западе 13 сентября сезон откроется премьерой нашего вдохновителя - художественного руководителя Олега Леушина "Последняя женщина сеньора Хуана", а 19 и 20 декабря благодаря таланту Олега Николаевича зрители увидят его постановку "Покровские ворота".