
Надзорное ведомство считает, что тот, когда работал руководителем этого государственного предприятия, провел фиктивный аукцион по продаже ценных бумаг.
Этот фиктивный аукцион продал ценные бумаги подконтрольному ему АО, которое в итоге и оказалось собственником собрания нотных изданий.
Суд уже успел арестовать имущество "Музыки" по требованию все той же Генпрокуратуры. Это означает, что он запретил любые "юридически значимые действия" в отношении объектов интеллектуальной собственности предприятия. Причем арест наложили не только на все недвижимое и движимое имущество издательства, но и на имущество компании "Гамма-Пресс", владеющее "Музыкой".
Сейчас руководству издательства запрещено выплачивать дивиденды, выводить средства предприятия и останавливать производство. Но по тому же решению суда ему можно рассчитываться с контрагентами и платить сотрудникам зарплату.
По мнению Генеральной прокуратуры, директор госпредприятия не имел права заниматься предпринимательством и использовать в личных целях служебную информацию. Зильберквит же "имел намерения лишить Российскую Федерацию принадлежащих ей культурных ценностей и захватить государственное предприятие, обратив его имущество в свою собственность",- написано в исковом заявлении.
Директор издательства, как выяснили журналисты, создал две фирмы - сначала "Гамма-Пресс", а потом и "Музыкальное издательство П. Юргенсон". В надзорном ведомстве подчеркнули, что у обеих фирм при организации активов не было.
И заверяют, что Зильберквит как руководитель ФГУП был учредителем коммерческих юрлиц, что запрещено действующим законодательством.
А еще он как руководитель госпредприятия сначала инициировал процесс его акционирования, а потом приватизации. Он же позже организовал фиктивный аукцион по продаже 100 процентов акций этого общества, которые принадлежали государству.
В итоге ООО "Издательство "Гамма-Пресс" приобрела у Росимущества акции ОАО "Издательство "Музыка" весьма недорого - за 8,4 миллиона рублей.
Ответчиков по иску прокуратуры несколько - сам Марк Зильберквит, его супруга, дочь его партнера Анастасия Юргенсон и ООО "Издательство "Гамма-Пресс". АО "Издательство "Музыка" и ООО "Музыкальное издательство "П. Юргенсон" в этом деле участвуют как третьи лица.
Генпрокуратура подчеркивает, что передача нотной библиотеки в частную собственность была прямо запрещена Росимуществом. Но Зильберквит определил балансовую стоимость уникального фонда равной нулю и присвоил его. Потом "оцифровал печатные тиражи, оформил авторские права и ограничил их свободное использование на территории страны, запретив к ним бесплатный доступ".
Сейчас, по заверению надзорного ведомства, государство вынуждено заключать с ним контракты на печать музыкальной литературы, то есть платить за допуск к объектам культурного наследия РФ.
При этом установленные ответчиком цены "заставляют рядовых потребителей и бюджетные организации отказываться от таких услуг и искать необходимые для обучения источники на "серых площадках" в интернете".
"Российская газета" обратилась за комментариями к Марку Зильберквиту.
Он категорически отверг доводы Генпрокуратуры. По его мнению, изложенные в иске обстоятельства дела не соответствуют действительности. По словам Марка Александровича, он никогда не был директором ФГУП "на постоянной основе", а только "некоторое время являлся исполняющим обязанности по данной должности на основании приказа министерства". Значит, по закону, он имел право быть участником двух ООО.
Зильберквит настаивает: у него не было полномочий по акционированию и приватизации. Акции издательства фирма "Гамма-Пресс" покупала законно и на открытом аукционе спустя 8 лет после того, как ФГУП стало акционерным обществом. А проводило аукцион Росимущество. Оно и цену акций определило.

"Вызывает удивление и сожаление доказательная база, представленная прокуратурой, которую явно готовили люди, мало что понимающие в издательской отрасли, музыкальном образовании и просто не потрудившиеся проверить факты, на которые они ссылаются, - считает адвокат АО "Издательство "Музыка" Анастасия Уюсова.
- Например, одним из главных предъявленных ею обвинений значится якобы присвоение Зильберквитом нотной библиотеки предшественника "Музыки" - дореволюционного издательства "Юргенсон". Этот бесценный архив действительно был на хранении в "Музыке", когда она была государственным издательством. Но сразу после приватизации еще в 2006 году уникальная нотная коллекция по распоряжению Росимущества была передана Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где и находится в настоящее время. Таким же образом несостоятельными и ничем не подтвержденными являются все без исключения остальные обвинения", - уточняет она.
Интеллектуальная собственность государства - очень чувствительная штука. Если поколения десятки, а то и сотни лет собирают ноты и снимки, книги и живопись, одежду и ювелирные украшения, мебель и рукописи, может ли все это стать частным достоянием? Или в этом нет ничего страшного, пусть кто-то владеет и сохраняет историю страны? Но с такой логикой можно продать Третьяковку и Эрмитаж, архитектурные ансамбли и памятники павшим.
Скандал с издательством "Музыка" случился спустя четыре года после того, как вдруг выяснилось, что самые популярные песни страны, которые мы считаем национальным достоянием, оказались в собственности иностранной фирмы. Рядовые граждане не знали, что для исполнения песен "День Победы" или "Священная война" наша страна должна сначала спросить разрешение у иностранной фирмы, а потом ей же еще и заплатить.
Шум начался после того, как в 2021 году видеохостинг YouTube попытался запретить размещение на своем ресурсе видеороликов с песнями "Священная война", "День Победы" и даже Государственного гимна России без согласия их "правообладателей".
Оказалось, права на эти песни заявил некий американский лейбл The Orchard Music, а на наш гимн - Broadcast Music, Inc. Руководство YouTube вскоре призналось, что поспешило, ограничения на гимн были сняты. А вот размещение патриотических песен осталось под вопросом.
И тут всплыло имя фирмы "Мелодия", которая с 1964 года занималась грамзаписями в СССР, а потом и в России. За свою более чем полувековую историю "Мелодия" собрала огромный архив - 230 тысяч звукозаписей.
В него вошли не только музыка и записи прямых трансляций, но и аудиокниги, радиоспектакли, музыкальные сказки, самоучители иностранных языков и многое другое.
В начале 2019 года как-то очень тихо фирму со всей принадлежащей ей и очень дорогой недвижимостью, а также всеми ее музыкальными архивами продали.
И хотя "Мелодия" никогда не обладала правами на те произведения, которые были на ней записаны, новые собственники требуют и даже получают "свои" отчисления. В том числе при публичных исполнениях патриотических песен и маршей, которые звучат по всей стране.
В 1992 году актер Олег Видов (известный по роли старшего лейтенанта милиции в "Джентльменах удачи") основал в Америке компанию Films by Jove. Она специализировалась на прокате в США советских мультфильмов. С одной стороны, подобного рода лихая "приватизация" прибыли с проката могла быть возможна только в 1990-е. Первая версия договора о прокате компанией мультфильмов в США и Канаде была заключена в 1992-м и была рассчитана на десять лет. Уже в следующем году договор переподписали с новым директором "Союзмультфильма" Сергеем Скулябиным. Видов получал права на прокат анимационной продукции "Союзмультфильм" сроком на 35 лет.
С другой стороны, советские мультфильмы нужно было восстанавливать и раскрашивать заново, заниматься озвучкой, привлекать для пиара звезд. Именно Видов и его супруга добились, чтобы американскую версию "Снежной королевы" озвучивала Катрин Денев, а "Король Гвидон" говорил голосом Тимоти Далтона. С российской стороны сделку признали недействительной, когда "Союзмультфильм", взятый в аренду до 2000-го года, снова вернулся под контроль государства. Начались суды и споры. В 2007 году это громкое дело урегулировал Алишер Усманов. Его компания выкупила права на анимационные фильмы студии "Союзмультфильм", их передали детскому каналу "Бибигон".
Подготовила Нина Дымченко
Ирина Герасимова, генеральный директор - художественный руководитель Телерадиоцентра "Орфей":
- Архивы, составляющие культурное достояние нации, - это не просто бумажные или цифровые носители, это наше наследие. Их сохранение - стратегическая задача государства, ведь только оно обладает ресурсами для защиты такого масштабного наследия. В Телерадиоцентре "Орфей" хранится нотный архив Гостелерадио - наследие Всесоюзного радио. Эти материалы содержатся в специальных условиях: защита от пыли, грибка, температурного воздействия. Это не просто хранилище - это культурный банк, требующий научного подхода, реставрации и цифровизации. Частным структурам трудно нести такую нагрузку.
В 2028 году нашей нотной библиотеке исполняется 100 лет. Это уникальное собрание, включающее рукописи, редкие издания, произведения, которых больше нигде нет. Но архив - не публичная библиотека. Доступ к нему должен быть организованным, а сохранность - приоритетной. Когда к нам поступает запрос, наши специалисты проводят настоящую исследовательскую работу: извлекают материалы, очищают, оцифровывают. Если речь идет об оркестре, требуется изготовить десятки копий. Это затраты на материалы, труд, технологии. Кроме того, существуют авторские права: для произведений, чьи права истекли (после 70 лет), доступ проще, но охраняемые ноты требуют лицензионных отчислений. Государство здесь выступает не как коммерсант, а как гарант авторских прав и баланса между сохранением и доступностью.
Гостелерадиофонд специализируется на аудио- и видеоматериалах. Нотные архивы рассредоточены: они есть в Российской государственной библиотеке, у нас в Телерадиоцентре "Орфей", в государственных консерваториях и музыкальных театрах и в какой-то мере в частных издательствах. Это фрагментированная система, и именно государство должно играть роль координатора, создавая единый реестр и стандарты доступа. Культурное наследие не должно быть разрозненным - его сила в целостности. Наша общая задача - обеспечить преемственность: чтобы современные композиторы могли опираться на наследие прошлого, а шедевры не гибли в забвении.
Михаил Брызгалов, генеральный директор Музея музыки:
- Конечно, этот фонд может находиться в частных руках, об этом говорит и мировая практика в сфере издательского дела, здесь главное, чтобы его приобретение было на законных основаниях.
Ольга Шашкова, директор Российского государственного архива литературы и искусства:
- Дело издательства "Музыка" касается нас опосредованно, но весьма болезненно. Дело в том, что непосредственный предшественник "Музыки" - издательство "Композитор", затем "Советский композитор" являлись источниками комплектования РГАЛИ (как и большинство других крупных издательств в сфере культуры). Однако Федеральный закон 2004 года "Об архивном деле в Российской Федерации" упразднил обязанность издательств, как и редакций журналов, газет, да и творческих союзов передавать свои материалы на государственное хранение. С тех пор для них это является возможностью, но не обязательством. Причем, добавлю, подавляющее большинство издательств, редакций, союзов получают государственное финансирование. А документы передавать в Государственный архивный фонд (в лице РГАЛИ в том числе) не обязаны!
Закон 2004 года дает Федеральному архивному агентству функции не контролирующие, а рекомендательные - именно поэтому, например, когда издательство "Музыка" из государственного предприятия в 2017-м стало ОАО, в частных руках оказалась уникальная "Нотница" - комплекс материалов, созданных поколениями русских музыкантов из собрания Юргенсона, что было впрямую запрещено Росимуществом.
К слову, и личный фонд Юргенсонов, и фонд их издательства, которые ведут свою историю со второй половины XIX века, и фонд Консерватории хранятся в РГАЛИ. Но "Нотница", которую еще в феврале 1943 года обследовали сотрудники нашего архива и которая должна была быть передана в его лице государству, перешла затем к Консерватории. И была ею в 2000-х годах передана, в обход информирования об этом Росархива, в Музыкальную библиотеку им. С.И. Танеева, и ныне существующую при Консерватории. А потом при посредстве издательства "Музыка" оцифрована - и теперь продается! Но этого могло бы и не быть, если бы эти материалы были бы переданы на госхранение, если бы существовала строгая норма, обязывающая к этому бюджетные организации.
Подготовили Андрей Васянин, Айдана Кусенова, Наталья Соколова