Сериков: Для продвижения русского языка важно развивать разные отрасли

Уважение к языку и традициям каждого участника фестиваля на площадке Слета - непреложное правило: от меню в столовой до переводчиков-волонтеров, которые приходят на помощь в любую минуту, и наушников с синхронным переводом на каждой сессии Слета. Однако все чаще в Нижнем Новгороде встречаешь иностранных гостей, пробующих говорить на языке принимающей стороны.

Ирина Чечурина/РГ

Статус международного языка изменчив и непостоянен. Например, когда-то латынь была языком науки, на ней составляли свои труды и вели переписку ученые, затем в некоторых социальных слоях возникла мода на французский и немецкий языки. Мы живем в эпоху английского языка как средства международного общения, однако в этом вопросе нельзя говорить об абсолютной монополии.

Проблемам русского языка, как инструмента межкультурной коммуникации, было посвящено на Слете немало дискуссий. Подробнее об этой проблеме корреспондент "РГ" побеседовала с генеральным директором Центра знаний "Машук", заместителем генерального директора Российского общества "Знание" Антоном Сериковым.

"Мы много говорили в ходе Слета о том, что никакой конкретный язык не может завоевать популярность без привязки к приоритетным отраслям - науке, образованию, предпринимательству, культуре. Язык должен сопровождаться носителем, чтобы те, кто его изучает, понимали, какие ресурсы будут доступны в конечном итоге. Если говорить о русском языке, то сегодня он неразрывно связан с миром ИТ-сферы и программирования, значительная часть специалистов в этой области используют его для работы и общения. Кроме того, русский язык - это важный инструмент для изучения культурных особенностей нашей многонациональной страны. Знание этого языка, помимо прочего, позволяет войти и органично чувствовать себя в определенных научных и деловых кругах. Важно не забывать о том, что в России располагаются крупнейшие отраслевые компании, являющиеся мировыми лидерами, например, "Росатом", "Газпром", "Роснефть". Есть русские социальные сети и медиаресурсы, в которых коммуникация ведется преимущественно на русском языке. Поэтому для продвижения русского языка важно параллельно развивать разные отрасли", - считает Антон Сериков.

При этом важным остается аспект, как учить русский язык в качестве иностранного, в условиях, когда педагоги, преподаватели и наставники утрачивают монополию на знание.

"Система совмещения образования с развлечением пользуется популярностью за рубежом. При этом иностранные авторы утверждают, что это западные разработки. Однако, если вспомнить те же советские пионерские лагеря, которые десятилетиями успешно совмещали во время каждой смены образование, воспитание, отдых, станет понятно, кто был носителем этого идеологического смысла. Такой неформальный подход мы называем "Артеком для взрослых" и считаем, что он может быть эффективным в процессе изучения русского языка иностранцами", - считает Антон Сериков.

"Сегодня на сессии мы разделили аудиторию на несколько групп и предложили каждой разработать способы изучения русского языка в конкретных целевых аудиториях - от первокурсников-иностранцев, которые поступили на "нулевой" факультет и нуждаются в оперативном и эффективном изучении языка, до зарубежных предпринимателей, которые собираются заниматься бизнесом в нашей стране. Пушкинский институт, который является одним из наших ключевых партнеров в изучении и продвижении русского языка, взял на вооружение несколько таких технологий. Думаю, что скоро мы увидим на наших образовательных программах в Центре знаний "Машук", как реализуется часть предложенных проектов. Если говорить о Слете Всемирного фестиваля молодежи в контексте затронутой темы, то это точно место, где формируются послы русского языка", - резюмировал Антон Сериков.