Кто верит - доплывет. В Черной комнате РАМТа представили "Белый пароход" Айтматова

В Черной комнате РАМТа состоялась первая премьера сезона - Юрий Печенежский представил спектакль "Белый пароход". Сценарий написала Клава Ильина по повести известного писателя Чингиза Айтматова - философской притче о семилетнем мальчике из далекого села, который не просто растет: он открывает мир. И от того, каким он этот мир увидит - зависит многое. Сам будущий мир от этого зависит.
Пресс-служба РАМТ

Пространство Черной комнаты - заповедный кордон, берег озера Иссык-Куль, присыпанный золотистым песком, заставленный несколькими огромными валунами. Странные звуки, как символы мрачных сказок. Здесь живет герой - безымянный мальчишка (его играет Данила Голофаст).

Когда-то Дедушка Момун (Олег Зима) сказал ему, что где-то там, за горизонтом, ходит Белый пароход, на котором служит матросом его отец. С тех пор мальчишка мечтает превратиться в необыкновенную рыбу, чтобы догнать этот воображаемый Белый пароход. Кроме дедушки - доброго, щедрого и наивного - никому из взрослых до мальчишки дела нет. Ни тетке Бекей (Диана Морозова), ни дяде Орозкулу (Виталий Тимашков или Алексей Гладков). Неродная Бабка (Наталья Платонова) и вовсе называет внука - чужим.

Фото: Пресс-служба РАМТ

Так что у мальчика больше ничего и нет - кроме мечты о папе на далеком корабле. И маме, обернувшейся мифической Матерью-Оленихой из какого-то древнего эпоса. Актриса Ольга Гришова находит очень верную интонацию - кажется, Мать действительно способна всем помочь и всех простить. Но она в мечтах, а здесь - мальчика слышат разве что его Портфель и Бинокль. Его рисованные сны снабжены картами таинственного "Энисая", "наскальными" рисунками или морскими пейзажами.

Горький быт, переплетавшийся с фантазиями мальчика и древними поверьями, у Юрия Печенежского стал частью поэтического мира

Художник Леша Лобанов и видеохудожник Екатерина Чебышева создают его хрупкий, многоплановый мир, в котором живут и могучие горы, и полупрозрачные волны. Для каждого слоя этой истории хореограф Светлана Шуйская с режиссером и актерами находит свой пластический язык, будь то синхронный и почти что обрядовый танец или контрабандистская вылазка. Взрослым в этом мире жить ни капли не проще.

Зрители видят этот взрослый мир будто глазами семилетнего героя. Многое тут ему непонятно - потому и кажется гротескным. Сердце у мальчика чуткое - он остро чувствует: неправильно, когда от дяди Орозкула страдает тетка Бекей. Муж бьет жену за то, что у них нет детей - ей и деваться некуда в этом заповедном кордоне.

Бесконечные конфликты, пьянства и ссоры - это черный фон. Мальчика убаюкивает притча о Матери-Оленихе, которая выходила двух человеческих детенышей, привела их к озеру Иссык-Куль, а когда дети спасенных ею детей стали охотиться за оленями, навсегда ушла из неблагодарного мира людей. Мальчик ждет ее и верит, что она могла бы подарить дяде с тетей люльку с младенцем - и решить все их семейные проблемы.

Все в этом "настоящем" взрослом мире зависят от каких-то внешних обстоятельств - ребенку, который еще верит в сказку, этого не понять. Мальчик вычерчивает на песке несбыточные сюжеты счастливой жизни: то белый пароходик с тремя "подсвеченными" снизу окошками, то олениху с ветвистыми рогами. Белую фигуру-голову марала, принесенную дедом Момуном, подсвечивают красным (художник по свету - Максим Бирюков), сам герой застывает с ружьем в углу. А самыми трогательными оказались сцены, когда лицо мальчика на экране - крупным планом. Или когда дядя Орозкул изображает долгожданного папу, просто надевая морскую фуражку. Или когда огромные валуны разворачивают к зрителям - и они становятся каменными исполинами-балбалами, изваяниями с чертами человеческих лиц.

Фото: Пресс-служба РАМТ

В финале, когда мальчик пытается уплыть к Белому пароходу, берег заповедного кордона превращается в морское илистое дно. Мальчик находит здесь свой Белый пароход - выкапывает люк из песка, которым покрыта сцена.

Хочется верить, что каким-то театральным чудом он доплыл. Не хочется думать, что, как в повести Айтматова, он утонул.

Все-таки спектакль надежду оставляет. Горький быт, переплетавшийся с фантазиями мальчика и древними поверьями, у режиссера Юрия Печенежского стал частью сложно организованного поэтического мира.

Без веры, мечты и надежды этот мир рассыплется, ведь так же?

Пространство Черной комнаты - берег озера Иссык-Куль с золотистым песком и огромными валунами. Фото: пресс-служба РАМТ

Кстати

"Белый пароход" в РАМТе продолжает целую линию спектаклей о взрослой жизни глазами ребенка. В этом ряду, к примеру, невероятно нежный "Лева" Рузанны Мовсесян. И бойкий "Гриша не свидетель" Александра Чеботарева - о преодолении школьного буллинга. И, наверное, "Родинки" - с эхом детских воспоминаний, живущим в каждом из нас.