Как жители Челябинска реагируют на творчество уличных художников

Лет десять назад южноуральскую столицу захватила мода расписывать трансформаторные, или, точнее, коммуникационные шкафы. Наверное, их серый цвет соответствовал корпоративным стандартам, но уж больно был скучным. Поэтому активисты решили: кому привычно держать в руках кисточку и краски, может внести свою лепту в преображение города.
Анастасия Гурьянова вызвалась выполнить заказ мэрии - раскрасить трансформаторные шкафы.
Анастасия Гурьянова вызвалась выполнить заказ мэрии - раскрасить трансформаторные шкафы. / Евгений Китаев/РГ

Эти милые творения, по сути, народное движение против серости - горожане заметили и одобрили. Городские власти тоже не возражали, и в результате появился целый ряд арт-объектов. Правда, со временем активность сошла на нет, краски на шкафах выцвели и поблекли. Но недавно история повторилась: железные ящики мышиных оттенков вновь стали расцветать.

Мне всегда хотелось узнать, кто занимается таким авторским хендмейдом. И вот недавно на одной из улиц я увидел окруженную банками с красками женщину на приставном стульчике: она превращала ведомственный шкаф в домик с бирюзовыми окнами и фонарем-светильником у подъеза.

Анастасия Гурьянова по профессии - архитектор, в челябинской детской художественной школе искусств им. Н. А. Аристова заведует кафедрой архитектуры. А живопись - ее увлечение. Так и говорит: "Я рисующий архитектор". Начинала с нестандартных работ, сотрудничества с клубом "Наше место" для молодежи с инвалидностью. Попросили, вспоминает, без денег, по-волонтерски, декорировать одно пространство - согласилась. Для инклюзивных театров со всей России клуб организует фестиваль "Мечтай". В нем Анастасия участвовала уже в качестве художника-постановщика. А на Бажовском фестивале дала волю фантазии, создавая сложные инсталляции.

- В общем, когда не знают, к кому обратиться, обращаются к нам с мужем. Игорь тоже рисующий архитектор, - рассказывает Анастасия.

Вместе они и вызвались выполнить заказ мэрии - продолжить историю со шкафами. За время работы у Анастасии накопилось множество историй о том, как люди реагируют на уличное искусство. Однажды она неизвестно за что получила выговор от сердитого горожанина. Расписывала шкаф в районе улицы Тимирязева, где много административных зданий. Прохожий дефилировал взад-вперед, не решаясь заговорить. Наконец строго спросил: "И вам не стыдно?" - "За что?" - не поняла она. - "Этим должны заниматься молодые, - указал на рисунок критик. - Так и передайте своему начальству". И удалился, оставив автора в полном недоумении.

Сейчас она вспоминает о том эпизоде с улыбкой. Наверное, прохожий перепутал ее с носителями другой культуры - граффити, готовыми самовыражаться на любых плоских поверхностях.

- Как люди могут таким образом передавать свой внутренний мир? Мне это сложно представить, - переключаясь на технику граффити, рассуждает Анастасия.

Поговорить о подобных тонкостях, впрочем, ей выпал случай, когда один из представителей стрит-арта остановился понаблюдать за процессом ее творчества. Для него, выяснилось, тоже загадка, как воплощают свои идеи традиционные художники.

- Мы стояли и удивлялись друг другу, как в басне Крылова, - смеется Анастасия.

Но этот проект и ей многое дал. И главное - убеждение, что подавляющее большинство земляков заинтересовано в том, чтобы город стал лучше и краше:

- Видят, как я рисую, и сигналят из машин, складывают ладони в форме сердечек.

Был такой случай: молодой парень спросил, чем помочь. "Да вроде ничем", - ответила она. Парень исчез на несколько минут, а потом появился с мороженым, которое преподнес, как цветы. Строители с какого-то объекта шли на обед, а возвращаясь, принесли воду в бутылях, тоже выразив таким способом одобрение. В другой раз, рисуя, Анастасия почувствовала: за спиной что-то происходит. Обернулась, а там незнакомая женщина кланяется в пояс, благодарит за старания.

Но самой трогательной, пожалуй, стала детская реакция. На шкафу, который предстояло обновить, был изображен павлин с роскошным хвостом, созданный кем-то из первых "шкафописцев". Анастасия уже подготовила другой эскиз, но закрасить работу предшественника рука не поднялась. Связалась с кураторами из минкульта, предложила отреставрировать изображение. Когда нанесла последние мазки, из-за поворота показалась мама с девочкой, и та застыла перед этим шкафом, будто перед невидимой стеной. Оказалось, они только что обсуждали сказочную жар-птицу и… буквально столкнулись с ней. Анастасия впервые так остро пожалела, что нельзя остановить мгновение, чтобы сохранить эту эмоцию. Получается, ее синяя птица уже принесла удачу.

- Вначале проект со шкафами я не воспринимала серьезно. Что такое шкафы в масштабах большого города и серьезной архитектуры? Но потом оценила: человек лучше воспринимает то, что находится на уровне глаз, что соразмерно ему самому, - говорит Анастасия Гурьянова.

Ядро города

Уличные художники создали десятки эскизов с уральской природой, памятником танкистам-добровольцам, историческими и современными зданиями Челябинска. На одном из них - портрет архитектора Марии Мочаловой, как идейный ориентир. Молодых зодчих после войны сагитировал поехать на Урал фронтовик, впоследствии заслуженный архитектор и почетный гражданин Челябинска Евгений Александров. Вместе с ним эта молодая поросль (и праправнучка Павла Мочалова, одного из самых известных актеров эпохи романтизма), по сути, сформировала стиль исторического ядра Челябинска: сегодня 90 гектаров его территории признаны единым объектом культурного наследия.

И Александров, и Мочалова преподавали в главном политехническом вузе области, поэтому многие южноуральские архитекторы - их ученики и последователи.