
Режиссер Арсений Мещеряков вместе с художником Екатериной Эрдэни, художником по свету Евгением Киуру и саунд-дизайнером Евгением Гербутовым представил то ли гротеск, то ли абсурд, или скорее клоунскую буффонаду и калейдоскоп характеров, детских и взрослых страхов. Красочное и запоминающееся действо, за просмотром которого хочется плакать и смеяться, выйти из зала, чтобы поду-мать, осмыслить, а потом снова вернуться и попросить повторить.
- Персонажи рассказов Хармса воплощаются на сцене через масочный, гротесковый способ существования, вокальную партитуру и хореографию. Текст автора воспроизводится артистами с определенной скоростью, тембром, характером и превращается в вокальную партию, которая сводится с музыкой и репликами других персонажей в монолитную звуковую конструкцию, - поделился Арсений Мещеряков. - В конечном итоге создается финальное впечатление, ощущение: наверное, это спектр эмоций, чувств.
В спектакль вошли шестнадцать-семнадцать коротких рассказов писателя (один из них разбит на два), а всего на репетициях была возможность "примерить" 37 рассказов.
- Постановка родилась из эскиза, представленного на режиссерской лаборатории "Старого дома", которая проходила почти год назад. Во время проб была возможность выбрать роль, вернее, персонажа - кому какой отрывок больше подходил по психофизике, по типажу, по исполнению, - рассказывает актер "Старого дома" Тимофей Мамлин. - В спектакле мы оттачивали то, что было на лаборатории, добавились нюансы, свет, звук. По моим ощущениям и по ощущениям моих коллег, спектакль будет жить долго, потому что он получился любопытным, сложносочиненным, абсурдным и очень красивым визуально. От "Скасски" можно получить эстетическое, аудиальное и визуальное удовольствие. И, глядя на нас, становится понятно, что мы Хармса не боимся, мы с ним подружились и даже в обычной жизни стали разговаривать не своими голосами.
В коротких рассказах сюжет минимален, а события напоминают телеграфный стиль газетных новостей: один человек дал по лицу другому, а кто-то неожиданно умер, объевшись толченого гороху, а еще один сбрил бороду, и теперь его никто не узнает, а девочка Леночка, ловко орудуя сначала ножницами, а затем топором после ухода тети из дома, собственно, устроила погром.
Режиссер Арсений Мещеряков считает, что рассказы Хармса - это партитура, где не нужно домысливать и инсценировать, достаточно довериться автору и пойти за ним. Это путешествие, раскрашенное разноцветными шарами и конфетти, совершили артисты "Старого дома" - Анастасия Белинская, Евгений Варава, Софья Васильева, Тимофей Мамлин, Андрей Сенько, Софья Степанова, Арсений Чудецкий, Александр Шарафутдинов.
- Как мне кажется, Даниил Хармс - самый театральный автор, - говорит режиссер. - И даже в конце многих его рассказов есть слово "занавес".
Между тем
Впервые в истории театра "Старого дома" спектакль был показан за две недели до официальной премьеры - на международном фестивале "Театральный бульвар", одной из площадок которого стала открытая сцена на Патриарших прудах в Москве. Столичная публика и критика одарила артистов "Старого дома" продолжительными овациями. В Новосибирске зрители выходили из зала, бурно обсуждая увиденное.