Финляндия хочет продлить использование российских вагонов на фоне требований ЕС

Финляндия сталкивается с необходимостью замены сотен российских железнодорожных вагонов, не соответствующих стандартам Евросоюза, что может существенно повлиять на рынок грузоперевозок, сообщает Yle.

Изначально планировалось вывести эти вагоны из эксплуатации к концу 2026 года, но парламент страны рассматривает поправку, которая может продлить этот срок еще на два года. Проблема особенно актуальна для лесной промышленности, где требуется заменить около тысячи вагонов, ранее использовавшихся для перевозки древесины и химикатов из России.

Поставки этих грузов прекратились в 2022 году из-за антироссийских санкций, но финские компании продолжают использовать вагоны, изготовленные по российским стандартам ГОСТ, на внутренних маршрутах, несмотря на их несоответствие требованиям ЕС.

Генеральный директор VIS Suomen Kiskokalustetehdas Oy, дочерней компании немецкого производителя железнодорожного оборудования VIS Verkehrs Industrie Systeme, Яри Лаппалайнен, отметил, что для замены потребуется не менее 800 новых вагонов. "Мы могли бы производить до ста новых вагонов в год для нужд деревообрабатывающей, металлургической и химической промышленности", - заявил он, добавив, что компания планирует наладить производство в Финляндии и сдавать вагоны в аренду.

Это позволит бросить вызов крупнейшему поставщику грузовых вагонов в стране - VR Group. Генеральный директор Fenniarail Лаури Хелке подчеркнул, что появление компании, предлагающей вагоны в аренду, усилит конкуренцию в отрасли. "Ранее Финляндия не представляла интереса для международных игроков из-за ширины колеи. В Европе вагоны и локомотивы можно свободно перемещать между странами, а у нас это было невозможно", - пояснил он.

В Финляндии, помимо VR Group, действуют три частные железнодорожные компании, занимающиеся грузоперевозками. Генеральный директор Arctic Rail Яни Ниемеля отметил, что доступность лизинга вагонов снизит барьеры для создания новых железнодорожных операторов. По его словам, это особенно важно, так как лесная промышленность стремится сократить выбросы и транспортные расходы, переходя с автомобильного транспорта на железнодорожный. Продление срока эксплуатации российских вагонов до 2028 года может дать Финляндии время для адаптации, но необходимость перехода на стандарты ЕС остается ключевым вызовом для отрасли.

Финляндия