
Конрад, православная вера досталась вам от родителей по наследству или это был ваш осознанный выбор?
Конрад Франц: Веру я не унаследовал, моя семья строго исповедует протестантизм, с детства каждое воскресенье помню себя на собраниях общины. Крещение я принял в 2021 году, и вот уже 6 лет принадлежу к Антиохийской Православной Церкви. О чем еще ни разу не пожалел.
А вообще я окончил частную школу в Техасе, затем Королевский колледж в Нью-Йорке. Сейчас живу в Остине, штат Техас, работаю журналистом. Также веду страницы в соцсетях под названием "Мировая война сейчас", где обсуждаю происходящее сквозь призму православных пророчеств и традиций, а также шоу "Час эфира", куда приглашаю разных гостей для обсуждения исторических, церковных и политических тем.
Америка построена протестантами, пронизана этим духом и этикой, где то, насколько ты любим Богом, определяют богатство и социальный успех. Православие же подобные достижения относит, скорее, к искушениям, с которыми нужно справляться, чтобы не сотворить себе идолов вместо Бога. Вы, будучи православным, не чувствуете на себе это противоречие?
Конрад Франц: Нет. Есть некоторые аспекты американизма, которым нет места в православии, но они больше вредят верующим в Америке. Да, она была создана протестантами, но с самого основания строилась со светским уклоном. И успехов достигла во многом благодаря тому, что большинство населения составляли христиане, в основном европейцы. А разрушается сейчас из-за вытеснения многих протестантских доктрин светским гуманизмом. Потому, я думаю, православие сможет сохранить и поддержать многое из того, что люди в Америке любят, но исчезающее в текущий момент.
Кроме того, есть православный вклад в историю США. Например, Филипп Ладвелл III - первый официально принявший православие американец, который был членом губернаторского совета колонии Вирджиния еще до образования нашего государства. Были ранние православные общины XVII - начала XVIII веков во Флориде, миссия на Аляске, Форт-Росс в Калифорнии, много других церквей на северо-востоке и в Пенсильвании.
США долгие годы были для всего мира образцом для подражания, "сияющим градом на холме". Сейчас становится очевидно, что Вавилонскую башню строил дух тьмы. Что вы об этом думаете?
Конрад Франц: Америка сейчас, возможно, находится в довольно темном состоянии и, к сожалению, является главным экспортером секуляризма, либерализма, гомосексуализма и всего подобного. Но, мне кажется, американский народ после того, как освободился от морока корпоративной пропаганды СМИ, имеет возможность возродить традиционные ценности, которые объединяют нас со многими странами и, в частности, с Россией. Католические и протестантские традиции не смогли сохранить Америку как цивилизацию дольше, чем на 250-300 лет. Ранг однополярного гегемона, в который возвели мою страну в послевоенный период, не пошел на пользу ни американскому народу, ни многим странам, пострадавшим от этого неолиберального режима.
Много обеспеченных и образованных людей принимают православие как истину. Говорят же, что Паисий Святогорец считал, что когда-нибудь Америка "может стать святой". Потому я люблю свою страну, а моя вера только усиливает это.
В последнее время появляется много сообщений о том, что православие в США набирает популярность. Так ли это?
Конрад Франц: Да. Только в моем городе сотни, а то и тысячи людей стали интересоваться православием, изучают его, а затем принимают крещение. И это происходит по всей стране, особенно на юге, а также в некоторых районах Среднего Запада и Западного побережья.
А с чем, на ваш взгляд, связана такая тенденция?
Конрад Франц: Сейчас очень разные люди - протестанты, католики, язычники, агностики, атеисты - стали массово стекаться в нашу церковь, так как она сохранила первоначальные устои и традиции неизменными в отличие от других, где отменена литургия, рукополагаются женщины. Вообще, феминизация мира принесла много проблем, и мужчинам необходимо заново осознать себя ответственными за происходящее, а в православии многие находят для себя духовные опоры. И Антиохийская Церковь - одна из самых быстрорастущих. Когда-то очень давно она была основана ливанскими иммигрантами, но сейчас подавляющее большинство прихожан - это американцы, хотя есть и русские, палестинцы, ливанцы, грузины. Все священники и дьяконы - американские новообращенные, окончившие здесь семинарию. Службы ведутся на английском языке, общины очень патриотичные и консервативные.

Вы первый раз в России?
Конрад Франц: Уже третий. Но только сейчас побывал за пределами Москвы.
Ваши живые впечатления совпали с представлениями о нашей стране до этой поездки?
Конрад Франц: Несмотря на очень сильную антирусскую пропаганду в Америке, лично я никогда не имел предубеждений против России. Но и не мог себе представить, насколько она прекрасна, какие замечательные люди здесь живут. Ваша столица нисколько не уступает другим европейским городам, где я бывал. Могу сказать, что я полюбил Москву.
А изменила ли ваше мнение о войне поездка на Донбасс?
Конрад Франц: Там я побывал впервые, и это был невероятный опыт. Только вернувшись оттуда, где слышны обстрелы, где нужно постоянно оглядываться, чтобы в тебя не попал беспилотник, где не знаешь, проснешься ли утром, можно по-настоящему ощутить реальность. И начинаешь ценить то, что раньше казалось обыденным.
Мне удалось побывать на удивительном событии - Иверская икона Божьей Матери спустя 14 лет была возвращена в одноименный монастырь. В этой службе участвовали три епископа, 35 священников и сотни прихожан, было очень торжественно и красиво. А в это время снаряд украинской артиллерии упал всего в 500 метрах, они явно целились в храм. И это заставило меня осознать то, что в глубине души я уже подозревал: это духовная война, на кону христианство, и, к сожалению, другая сторона, несмотря на то, что в ее рядах, возможно, много православных, сражается не на стороне Христа и добра, а служит злу.
Насколько я знаю, вы побывали и в Молдавии, которую сейчас пытаются превратить в следующую Украину. Сценарий повторяется, и обязательным пунктом в нем стало притеснение канонической православной церкви. Как вы считаете, почему для подчинения страны так важно сломать ее духовное основание?
Конрад Франц: Визит в Молдавию мне тоже запомнится. Это прекрасная страна, полная благочестивых людей. Но, действительно, они, особенно в церковной сфере, повторяют у себя страшный опыт Украины. Создание на этой территории Бессарабской митрополии в составе Румынской церкви внесло раскол даже более серьезный, чем украинский. Конечно, это попытка разорвать традиционную духовную связь молдаван с Россией, разрушить фундамент, на котором строилось государство. Если нет крепкой опоры, то в такую страну под ложными лозунгами о развитии и прогрессе легко можно принести "новые европейские ценности".

А почему, по-вашему, политические лидеры в последнее время все чаще употребляют теологические понятия, такие как Бог, антихрист, спасение, миссия и т. д.? В переломные моменты истории всегда нужно обращаться к базовым основаниям или мир ожидают такие кардинальные перемены, которых мы раньше не знали?
Конрад Франц: К сожалению, хотя в России и в других странах мы наблюдаем движение к православию, многие власть имущие будут склоняться к использованию этой риторики о Боге и спасении. К примеру, Питер Тиль, открытый гомосексуал и трансгуманист, называющий себя католиком, читает лекции об антихристе, рассуждает об Армагеддоне. Думаю, мы, как считает отец Серафим Роуз, станем свидетелями создания новой синкретической псевдорелигии, которая будет пытаться заменить собой традиционные. Кто и для чего это делает, давно написано в Библии.
И в заключение - о Чарли Кирке. Насколько я знаю, он был вашим другом. Как вы считаете, символом какой идеи Чарли после смерти стал для людей?
Конрад Франц: Я не считаю себя близким другом Чарли Кирка, но очень дружен с теми, кто таковым был. Хотя, к сожалению, многие используют эту трагедию в своих политических целях. Большинству людей Чарли запомнится как искренний проповедник своей христианской веры. Я, конечно, не во всем с ним соглашался, но во многом он приходил к правильным выводам.