В Совете Федерации обсудили меры поддержки для производства беспилотной техники
"К 2035 году участники кластера займут до 30% внутреннего рынка в своих нишах и создадут значимое присутствие на рынках дружественных стран. Уровень локализации ключевых продуктов, таких как беспилотный трактор, должен вырасти до 80%", - сообщил Алиханов.
По словам губернатора Томской области Владимира Мазура, сейчас есть 6 проектов, планируемых к реализации участниками кластера. В частности, речь идет об универсальной автономной роботизированной платформе "Беспилотный бескабинный мини-трактор" компании "Когнитив", системе спутниковой связи "Мини МСП" компании "Микран", системе связи "БАС", конечным производителем которой является томская компания "Лэмз-Т". Также "Радар ММС" реализует 3 проекта: спутниковый терминал бортовой радиокомандной линии для боевых воздушных судов, комплексные системы беспроводной широкополосной связи для группировок беспилотных аппаратов всех типов, производство модулей воздушно-лазерного сканирования (лидаров).
Для реализации проекта разработан целый ряд мер государственной поддержки. В частности, налоговые льготы и режим свободной таможенной зоны получат участники кластера, производство которых будет размещено в особо экономической зоне "Томск".
"Ближайшая задача на следующий год - это создание конкурентоспособных и востребованных рынком продуктов. Здесь мы в основном будем поддерживать НИОКРы через наш главный общесистемный инструмент - субсидию по Постановлению № 1649. Кроме того, покроем часть расходов бизнеса за счет льготных займов и грантов. Рассчитываем, что в ближайшие 2 года уже начнется реализация первых коммерческих партий", - сказал Алиханов.
Кроме того, обсуждается необходимость внесения изменений в законодательство, которые позволят в полной мере реализовывать механизм форвардных контрактов, который крайне важен для формирования спроса на продукцию отечественных производителей. Сегодня, в частности, этот механизм хорошо себя показывает в разработке отечественных базовых станций для сотовой связи.
Форвардные контракты - это проверенный инструмент для высокотехнологичной отрасли. В контексте БАС они решают фундаментальную проблему, то есть гарантируют рынок сбыта и стабильный спрос для добросовестного поставщика. Производитель получает финансовую гарантию, под которую можно брать кредиты, инвестировать в НИОКР и расширять производственные мощности, отмечает глава АНО Центр беспилотных систем и технологий (ЦБСТ) Андрей Безруков.
"Это выгодно экономически для всех сторон. Для государства или крупного заказчика - это фиксация цены и условий на будущее, а также возможность целенаправленно формировать технологический суверенитет. Для производителя - это снижение коммерческих рисков и уверенность в завтрашнем дне, что позволяет выстраивать долгосрочную стратегию. В итоге выигрывает вся отрасль", - говорит Безруков.
По его словам, сейчас это важно, потому что гражданский рынок БАС еще не сформировался. "В отличие от военного сегмента, где госзаказ создает стабильный спрос, на гражданской стороне мы видим фрагментированность, пилотные проекты и отсутствие массового, предсказуемого спроса. В такой ситуации форвардные контракты со стороны государства или крупных инфраструктурных компаний (например, в логистике, геодезии, мониторинге) становятся тем самым якорем, который позволяет производителям смело инвестировать в создание сложных, высокотехнологичных решений", - рассказал глава АНО ЦБСТ "РГ".

