Поднимают планку: Как могут вырасти минимальные баллы ЕГЭ для поступления в вузы и каких еще изменений ждать абитуриентам

Минимальные баллы ЕГЭ для поступления в вузы могут вырасти
Минобрнауки предлагает поднять пороговые значения ЕГЭ для поступления в вузы, подведомственные министерству. Проект приказа с минимальными баллами для приемной кампании 2026/2027 учебного года опубликован для общественного обсуждения.

Повысить планку предлагается сразу по шести предметам. По химии, биологии - с 39 до 40 баллов, по физике - с 39 до 41 балла, по информатике - с 44 до 46 баллов, по истории - с 36 до 40 баллов, а по иностранному языку - сразу на 10 баллов: с 30 до 40.

"Минимальное количество баллов ЕГЭ изменено с целью повышения качества образования, в том числе получаемого по договорам об оказании платных образовательных услуг, - говорится в пояснительной записке к документу. - Значения минимальных баллов… установлены по итогам анализа приемной кампании 2025/26 учебного года. Предлагаемые изменения затронут около 1% поступающих".

Не изменятся баллы по русскому языку, профильной математике, географии, обществознанию и литературе.

Минимальные баллы для поступления в вузы на 2026/2027 учебный год (проект):

  • Русский язык - 40
  • Математика профильного уровня - 40
  • Физика - 41
  • Обществознание - 45
  • История - 40
  • Информатика - 46
  • Иностранный язык - 40
  • Литература - 40
  • Биология - 40
  • География - 40
  • Химия - 40

Но это еще не все. Баллы повышаются, но и сам список ЕГЭ для вузов тоже может расшириться. Минобрнауки опубликовало еще один проект - об изменениях в перечне вступительных испытаний для абитуриентов вузов. Речь о ЕГЭ, которые университеты будут требовать для поступления.

Одно из значимых изменений: для ряда гуманитарных направлений, где ранее требовали ЕГЭ по обществознанию, в перечне появилась еще и история.

Напомним, в сентябре этого года во время встречи с авторами учебников истории президент Владимир Путин поддержал инициативу ректора МГИМО Анатолия Торкунова сделать обязательным ЕГЭ по истории для гуманитарных и социально-экономических направлений вузов.

В проекте документа в числе таких направлений, к примеру, "Юриспруденция", "Конфликтология", "Таможенное дело", "Публичная политика и социальные науки" и другие. Однако решение, делать ли историю обязательной, каждый вуз пока будет принимать самостоятельно. Кто-то, возможно, заменит историей обществознание, кто-то сделает ее четвертым экзаменом.

Но в любом случае эти изменения будут актуальны для абитуриентов, которым поступать в 2027 году. Срок вступления изменений в силу в случае утверждения - 1 марта 2026 года. А со списком вступительных ЕГЭ для кампании-2026/2027 вузам по закону надо определиться до 20 января 2026 года.

Как рассказали "РГ" в министерстве, повышение количества баллов, минимально необходимых для зачисления в российские университеты, нацелено прежде всего на повышение качества образования.

- Это ограничит возможность поступления абитуриентов с недостаточным уровнем подготовки, который препятствует полноценному освоению программ высшего образования и росту квалификации после завершения обучения, - отметили в ведомстве. - Данные корректировки позволяют также более рационально использовать ресурсы вузов за счет снижения рисков отчисления плохо подготовленных абитуриентов.

В контексте данных приемной кампании 2025/26 учебного года при введении предлагаемых корректировок количество зачисленных с наименее низкой подготовкой сократилось бы на 1%. Минимальные баллы ЕГЭ установлены примерно на едином уровне. Иностранный язык повышен до уровня других предметов.

В 2024/25 учебном году по причинам неуспеваемости было отчислено 186 132 студента, или 4% от общего контингента обучающихся в российских университетах.

Мнение

Юрий Анфимов, директор департамента организации приема и взаимодействия с поступающими Московского Политеха:

- Подготовка качественных специалистов с высшим образованием невозможна без хорошего уровня базовых знаний, с которыми вчерашние школьники приходят в вузы. С этой точки зрения повышение минимальных баллов ЕГЭ призвано мотивировать школьников к более качественному освоению школьной программы, а также более взвешенно и заблаговременно планировать процесс поступления, что создает благоприятные условия для высших учебных заведений. С другой стороны, это ставит новые задачи перед школами в части организации образовательного процесса и повышения квалификации педагогических кадров.