
В сентябре прошла ротация. Научно-экспедиционное судно "Академик Трешников" доставило смену полярников. Новенькие быстро обжились в каютах другого судна - ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс". Напомним, СП-42 - станция нового формата, дрейф проходит при поддержке специально сконструированного судна "Северный полюс". Полярники живут на судне, работают как на борту, так и в классическом ледовом лагере, развернутом на льдине.
Кстати, одновременно со сменой полярников произошла и смена льдины. Предыдущая сильно раскололась, и продолжать дальше полноценные научные работы стало нельзя. При помощи "Академика Трешникова" СП-42 перебазировали на новую льдину.
После ротации "Академик Трешников" взял курс на Большую землю. А полярники остались на дрейфе. Среди них - и геолог Елена Миловидова, ведущий инженер ОГК ВНИИОкеангеология. На СП-42 она второй раз! Вернулась в Петербург с весенней ротацией, а с осенней вновь прибыла на льдину. Елена согласилась вести дневник специально для "РГ". Сегодня мы начинаем его публикацию.

Как я тут очутилась? Не могу понять. До сих пор ощущение нереальности происходящего, как будто это все не обо мне. Но я здесь, в своей каюте. Той же, что и в предыдущий раз!
Вспоминаю, как впервые оказалась здесь. В прошлом году была уже на пенсии и планировала сменить деятельность на что-то менее экстремальное. Уже несколько лет не ходила в рейсы - не приглашали. На работе приводила в порядок материалы, чтобы оставить молодым. И вдруг…
Предложения пойти в СП-41 даже не рассматривала всерьез, хотя звали три раза на каждую ротацию. Но тогда на здоровье сильно сказался трижды перенесенный коронавирус. До пандемии летала на параплане, гоняла на сноуборде, занималась акробатикой на пилоне и танцами. В общем, не поехала.
Но вот стали набирать состав экспедиции на СП-42. Коллега мне говорит: "Пошли?" И я неожиданно для самой себя ответила: "А пошли!" А потом выяснилось: меня еще назначили начальником геологического отряда. Два месяца сборов и оформления прошли как в тумане, и до последнего момента не верилось - ну это же совершенно нереально! Неужели свое шестидесятилетие я буду отмечать на дрейфующей станции?

Экспедиция стартовала в сентябре, а в марте, во время ротации, меня сменил Алексей Крылов - автор геологической программы для станции. Я невероятно рада, что меня менял именно он. Два дня в обсуждениях и передаче дел прошли на одном дыхании. И сквозь безумную усталость понимаю, что я сюда вернусь. Обязательно.
Потом восемь часов на вертолете до Северной земли. Перед нами - мыс Баранова, метеостанция и твердая земля под ногами. Мы там пробыли чуть больше суток, и почти все время я проспала - сказались стресс и усталость. Только часа за два до следующего вертолета вышла оглядеться - невысокие суровые северные скалы, льды, торосы, низкое небо. И ощущение, что вернулась домой, хотя именно в этом месте я впервые.
Еще 4 часа на вертолете - и вот мы в Хатанге. Заснеженные улицы, дома, магазины - можно зайти и купить что-то вкусненькое. На ЛСП кормили очень хорошо, но не было возможности выбора - что приготовят, то и будешь есть.
В Хатанге провели трое суток. Все вместе сходили в музей мамонта, наверное, нигде в мире такого нет - на крутом берегу реки в вечной мерзлоте пещера, в которой практически целый, очень хорошо сохранившийся мамонт.
Пещера большая, почти лабиринт, вырубленный вокруг мамонта, этот музей постоянно расширяется и пополняется археологическими находками. Сходили в самый северный в мире православный храм из тонкоствольной лиственницы.
Нам повезло - когда мы там были проходил праздник передачи знамени Победы от одного стойбища к другому. Все было в лучших местных традициях. На площади, где проходил праздник, поставили три чума в которых угощали традиционными лакомствами из оленины, гуся, рыбы, грибов, ягод. И в каждом чуме все разное. Многие местные жители были в традиционных праздничных нарядах из оленьих шкур, очень красиво расшитых бисером.
Следующие месяца прошли как в тумане - разбор материалов, отчеты, подготовка к следующему этапу, закупки, сборы, врачи, документы, обучение, работа - успела еще карту нарисовать.
А тут выяснилось, что лестницу еще не закупили. Зачем мне, геологу, лестница на дрейфе? Без нее никак: нужно с кормы (там расположен ангар с тяжелым оборудованием) спускаться на лед, каждый раз перед пробоотбором открывать майну. Майна - это специально оборудованная прорубь, через которую опускают средства пробоотбора.
Океанологи опускают батометры и зонды - для отбора воды на разной глубине, а мы ковш, гравитационную трубу или бокскорер. Майна накрыта крышкой с греющим кабелем, чтобы вода не замерзала. Перед началом работы нужно спуститься на лед и открыть эту крышку. Старая лестница пришла в негодность. Купили новую.
И теперь я снова здесь, на "Северном полюсе"! Высаживаю привезенную зелень у себя в каюте. Посмотрю, как поведут себя детки сенполии, черенки традесканции. Обустраиваюсь.
И уже к нам на новую льдину заглянул хозяин Арктики - белый медведь. Вальяжно прогуливался, издалека посматривал на новых соседей, то есть на нас. С корабля дали гудок - и мишка ретировался. Продолжение следует…
Все тексты сюжета "Новая экспедиция "Северный полюс-42" на уникальном судне в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.