Как молитва Оптинских старцев стала лекарством от тревожности и депрессий и как научиться правильно молиться

Молитву Оптинских старцев называют лучшим средством от тревожности и депрессий
24 октября Церковь вспоминает всех святых, в Оптиной пустыни просиявших, и это отличный повод поговорить о наследии Оптинских старцев, тем более что сегодня их учение о молитве активно изучается. А саму знаменитую Молитву Оптинских старцев даже называют лучшим средством от тревожности и депрессий. Конечно, цель молитвы - сама встреча человека с Богом, создания со своим Создателем, а вовсе не исполнение наших просьб. Глупо видеть в Боге пушкинскую золотую рыбку. При этом давно замечено, что те, кого Церковь называет "молитвенниками и богомольцами", были всегда преисполнены чувством светлой радости. Выходит, хоть избавление от тревожности и депрессий в молитве не самоцель, но явно ее побочный эффект. Но как это происходит? Как научиться правильно молиться?
"Подъем верхнего марселя на паруснике "Гэллент"". Джон Майкл Гровс.
"Подъем верхнего марселя на паруснике "Гэллент"". Джон Майкл Гровс. / arthive.com

Из падающего самолета

У каждого бывали минуты смертельной опасности, когда душа в мгновенном порыве рванет ввысь. И даже если окаменевшие губы при этом не шепчут: "Господи, помоги!", об этом молит все существо человека, вдруг осознавшего: "Только Он может спасти!" В богословии такую молитву, устремленную к Богу из самих глубин сердца и подчиняющую в момент моления всего человека, так и называют "сердечная молитва". Остряки прозвали ее "молитва из падающего самолета". Молитвенники и аскеты добиваются сердечной молитвы годами упорного труда: не так-то просто подчинить устремленности ввысь вечно озабоченное своими потребностями тело, склонный к постоянному рассеиванию ум, сердце, непрерывно колеблемое от наплывов чувств. При этом сама техника концентрации и самоконтроля - не самоцель, а только средство, одна из возможностей обрести Бога, попасть на эту встречу с Господом, самую главную встречу человека.

Оптинские старцы учили: любой, кто хоть раз в жизни всем сердцем, со всей искренностью сумеет взмолиться: "Господи, помилуй!", будет помилован. Проблема в том, что наши сердца так захламлены, что в нужный момент спасительный крик может и не вырваться из темниц нашей души. Особенно если к этому нет привычки.

Но зачем кричать Богу? Бог есть любовь, мы ему небезразличны. Он Всеведущ, то есть все знает. Зачем Ему, Всеведущему и Милостивому, нужно ждать моих сигналов о том, как мне плохо? Или чтобы я день за днем повторяла одни и те же молитвы - по утрам, когда без того опаздываешь на работу? Вечерами, когда так устал, что и сериал досмотреть нет сил?

Конечно, Богу нужно не это. Бог - не старик Хоттабыч, которого можно вызвать на встречу волшебным словом, молитва - не заклинание. Богу нужно не наше славословие, а наше сердце. Но Он не будет покорять его чудом или демонстрацией Своего Всемогущества. Бог Сам наделил человека свободной волей и, любя нас, чтит и ее. Как и в любых отношениях двух личностей, здесь единственным адекватным, сообразным ответом на любовь Бога к нам может быть только свободное волеизъявление нашей любви к Нему - таковы законы мироздания. Человек вроде бы и рад любить, да только он не всегда хозяин своему сердцу, своим желаниям - "иные силы манят нас". Как говорится: и себя любить разучились, все грешим; и как других любить - позабыли; вот и про Бога не вспоминаем до тех пор, пока петух жареный не клюнет.

Взнуздать коня

Вряд ли вменяемый человек позволит себе врываться к начальнику, кипя обидами, в раздрае. Не станет он и высокомерно вплывать в высокий кабинет, заведомо считая себя достойным самых высших вознаграждений, - хотя бы внешне мы стараемся соблюсти этикет. Бог видит, "ведает" наши сердца, ритуальным почтением Его не обмануть, поэтому к встрече с Богом готовят сердце.

В момент опасности, когда душа стрелой летит к Господу, понимая: лишь в Нем спасение, мы не только собираем все силы воедино. Происходит нечто не менее важное - мы мгновенно трезвеем, до нас доходит наша малость, немощность, зависимость от Создателя. Это и есть смирение. В обычной жизни, вне кризиса, смирению учатся, причем это не однократный акт, а духовный труд над собой. Каждодневный труд, в котором у нас много помощников: наша работа, недруги, всегда готовые указать тебе на твои недостатки, болезни, потери. Молитва тоже учит смирению, причем делает это, не дожидаясь, когда нас посетят учителя более беспощадные - беды, несчастья.

Оптинские старцы считали молитву самой крепкой опорой, которая поможет пережить шторма и бури дня

Смирение в молитве - не только в словах обращения к Отцу Небесному, ясно, что к Всемогущему обращаются с соответствующим пиететом. Смирение, учат Оптинские старцы, в другом. В принятии всей душой простой мысли: "Да, я прошу Тебя о самом важном для меня сейчас, но Ты выше меня, Ты лучше знаешь, что мне нужно, Ты любишь меня больше, чем я люблю себя сам, потому "Да будет воля Твоя! Не моя - Твоя!", а я лишь надеюсь на Твое милосердие и любовь!"

Но, ожидая для себя милосердия, не оскорбляй Бога своей злобой. Святые старцы предупреждают: "Если ты, человек, не прощаешь согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой. Бог тебя не примет". Техника прощения - тема отдельная. Стоит только заметить: обиженность уносит нас в водоворот смуты, а малый подвиг прощения озаряет душу радостью, осеняет покоем.

И удивительное дело: человек, воспитывая в себе навык ежедневно вставать на молитву регулярную, получает не только опыт прощения, но и дар незлобивости. Плюс способность к самоконтролю, собранность. И дело тут не только в произнесении нужных слов. Святые сравнивали наше тело с конем, которому необходима узда. Вспомните, как взвинченность и уравновешенность отличаются позой человека, ритмом дыхания. Молитва уделяет внимание и этому. В самоконтроле нуждается и наш ум - тут идет битва с рассеянностью, и наше сердце - здесь важна борьба с его сухостью, неотзывчивостью. Все это лишь внешне похоже на самоанализ: за помощью верующий обращается не к психологу, к Самому Богу. Потому и говорят, что молитва - это дар Божий. Но дается он только молящемуся.

Расчистка сердца и сознания

Наделяя нас такими важными качествами личности, как воля, свобода выбора, Господь и защитил нас - тем, что наш дух, наша душа - главное в человеке - закрыты для духовного влияния извне. Нужен акт свободной воли, чтобы открыть двери нашей души. Нужно наше согласие, наше соизволение, чтобы какая-то мысль, залетевшая к нам, завладела нами, чтобы какое-то чувство, посетившее нас, охватило наше существо. Человеку от Бога дан стоп-контроль - и на входе, и тогда, когда вошедшие мысли или чувства начинают внедряться, укореняться в человеке. Такой стоп-контроль свойственен всем, вспомните, как легко мы отмахиваемся от чуждых нам мыслей фразой: "Вот уж бред!" или обходим неприятные чувственные соблазны, говоря простое: "Не мое!" Другое дело, что этим стоп-контролем мы пользуемся чаще всего неосознанно, то пуская себя по воле волн окружающих соблазнов, то все-таки одергивая. У молитвенников эти внимание и контроль к возникающим мыслям (помыслам), чувствам, желаниям гораздо строже, для них это постоянный духовный труд по расчистке своего сознания, своего сердца от всего того, что не просто разрушительно для нашей души, но и просто захламляет ее ненужным - информацией, переживаниями, отвлекая от встречи с Богом.

Молитва Оптинских старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.

На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь".

Автору можно написать на адрес: pisma-maria@mail.ru или в Teleram-канал Марии Городовой