В АПКИТ предложили ударить уголовным кодексом по пиратству
В чем суть идеи г-на Комлева: пиратское ПО широко используется в России, распространение пиратского софта приводит к убыткам для отечественных разработчиков. Для исправления ситуации он предложил внести изменения в действующие антипиратские законы и установить уголовную ответственность за использование нелицензионного ПО.
В частности, предложено снизить порог уголовной ответственности по ч. 3 ст. 146 УК РФ ("Нарушение авторских прав"), так как, по словам г-на Комлева, недавнее повышение порога лишило защиты до 85% российских правообладателей. В 2024 году были внесены смягчающие изменения в УК РФ. Предложено скорректировать и УПК.
Если уровень пиратства снизится на 5 - 10%, это позволит увеличить поступления в бюджет и ускорить импортозамещение без введения новых налогов, отмечает Комлев. АПКИТ готова предложить свои идеи правоохранительным органам и поделиться экспертизой в рамках прокурорских проверок.
Глава АРПП "Отечественный софт" и компании InfoWatch Наталья Касперская в ходе дискуссии оппонировала своему коллеге, указав на то, что многие россияне не могут приобрести лицензионное ПО из‑за текущей геополитической ситуации. Например, Microsoft ушла из России в 2022 году, и россияне столкнулись с трудностями при обновлении и использовании программ американской компании.
Кроме того, по мнению Касперской, сегодня есть существенные трудности с совместимостью отечественных операционных систем с прикладным ПО, например с продуктами 1С. Это Касперская, по ее словам, заметила и в личной практике. Был "уличен" Комлев и в том, что на его ноутбуке HP установлена ОС Windows, а не одна из российских операционных систем. Глава АПКИТ отметил, что она была установлена на заводе.
Если вынести за скобки яркость мизансцены и общую пассионарность радетелей за отечественные IT-решения, то стоит отметить несколько моментов.
Сама по себе идея г-на Комлева по стимулированию спроса на отечественные продукты абстрактно вполне логична. Создать ситуацию, когда продукт это не навязываемая услуга, а твой ответ на запрос потенциального клиента, - это вполне логичный маркетинговый ход. И попытка развернуть к себе лицом пользовательский, нерегулируемый, самый массовый рынок в стране это отличная идея.
Но важно понимать, что тот продуктовый ландшафт, который сегодня сложился на российском рынке, - это результат, если без шуток, последних 30 - 40 лет. В том смысле, что в школе у обозревателя "РГ" это был компьютер на MS DOS с редактором "Лексикон", затем MS DOS заменила Windows 3.1, где текст можно было набирать в штатном Notepad. Затем туда пришел Microsoft Office на 20 дискетах. Шли годы, дискеты сменили CD, а затем DVD. А пиратский софт стал меняться сначала лицензионным предустановленным (вроде, как бесплатно), а затем - и развернутой крупнейшими вендорами подписной моделью. Сначала запрос, потом решение, а после прикормки - монетизация.
И все эти годы везде на ПК стояла MS Windows, установленная или пиратским образом, или, что чаще, - по различным промопрограммам для образовательных или иных учреждений от того же Microsoft.
Проблема в том, что для того, чтобы российский потребитель развернулся лицом к отечественному ПО, ему надо сначала соприкоснуться с ним как с решением, затем привыкнуть к нему, а после этого - он будет готов за него платить, просто потому, что это удобнее, чем качать пиратки.
В прежние годы все знали механику маркетинга вывода на рынок новой модели ноутбука: бюджет производителя ноутбука, бюджет производителя процессора и бюджет разработчика операционной системы. Три силы, собирающиеся в единый маркетинговый кулак. Те самые логотипы на корпусе компьютера - они же там не просто так.
Попробуйте сегодня купить отечественный ноутбук - вам предложат либо устройство на Windows, либо - без операционной системы. Купить готовое устройство на отечественной ОС сегодня практически невозможно - голый базовый Linux на китайском ноутбуке это лучшее, на что можно рассчитывать. В этом смысле всегда крайне интересно читать то ли про 12, то ли про 18 отчественных операционок.
По словам Натальи Касперской, которую цитируют "Ведомости", "российские производители сегодня не успеют импортозамещать", так много перед ними стоит задач, в первую очередь в секторах, относящихся к стратегическим или к критической информационной инфраструктуре.
Формировать спрос - прекрасная идея, когда у тебя сформировано предложение. Для этого надо сделать сущую ерунду - чтобы российские производители развернулись сначала лицом друг к другу, а затем все вместе - и к российским потребителям.

