Дроны и квадрокоптеры: правила использования и законы в России

Популярность дронов и квадрокоптеров в России и мире растет с каждым годом. Они применяются в фото- и видеосъемке, доставке, геодезии, охране и многих других сферах.

Однако с ростом популярности БПЛА возрастает необходимость строгого соблюдения законодательства во избежание штрафов, конфискаций и даже уголовной ответственности. Важно знать, какие дроны можно использовать, и понимать, как летать на квадрокоптере в разных условиях.

дрон летит
Дроны сегодня не только увлекательное хобби, но и серьезный инструмент с четкими законодательными требованиями к регистрации, полетам и ответственности. Фото: РИА Новости

Содержание:

  1. Что такое дрон и квадрокоптер: есть ли разница
  2. Законы и регистрация дронов в России
  3. Регистрация квадрокоптеров в России
  4. Ограничения и запреты на полеты
  5. Правила использования квадрокоптера
  6. Выбор квадрокоптера для безопасных полетов
  7. Каковы последствия нарушения правил
  8. Международный опыт: где можно летать за границей
  9. Советы по безопасности и проверке зон
  10. Часто задаваемые вопросы

Что такое дрон и квадрокоптер: есть ли разница

Термины "дрон", "квадрокоптер" и "беспилотный летательный аппарат" (БПЛА) часто используются взаимозаменяемо, но на самом деле имеют различия. Все квадрокоптеры - это дроны, однако дроны включают и другие типы аппаратов, например октокоптеры и аэростаты. Квадрокоптер - это аппарат с четырьмя роторами, обеспечивающими устойчивый полет.

К популярным моделям относятся DJI Mavic и DJI Mini. По словам Григория Герасимова, основателя компании "Квадвижн", "квадрокоптер - это тип летательного аппарата, который летает, используя четыре ротора". Он также отмечает, что "реальный результат работы зависит от мастера-оператора, а не только от дрона".

квадрокоптер
Квадрокоптер - это аппарат с четырьмя роторами, обеспечивающими устойчивый полет. Фото: iStock

Законы и регистрация дронов в России

В России регистрация квадрокоптеров обязательна для моделей массой более 150 грамм. По постановлению Правительства РФ № 658 от 2019 года с изменениями 2022 года, каждый оператор обязан в течение 10 дней после покупки зарегистрировать устройство через портал "Госуслуги" или в Росавиации.

Как объясняет эксперт Григорий Герасимов, "постановка дрона на учет - простая и бесплатная процедура, которая нужна для получения учетного номера, необходимого при оформлении разрешений. Достаточно вбить в поиске: "Учет БВС" и заполнить небольшую анкету". Он предупреждает, что незарегистрированные даже легкие дроны сложно легализовать при полетах. При этом важно понимать, что "совсем маленькие дроны с массой менее 150 грамм ставить на учет не надо, но это вовсе не значит, что летать можно где угодно и как угодно - порой получить разрешения на сверхлегкий незарегистрированный дрон будет даже сложнее, чем на более крупную модель с присвоенным учетным номером".

Заместитель руководителя по судебной работе компании "Правокард" Диана Ошнокова уточняет: "Дроны менее 150 грамм не требуют регистрации и учета, но для них действуют правила полетов". Согласно ей, штрафы за управление незарегистрированным дроном могут достигать 2500 рублей или грозить лишением права управления на срок до года.

дрон летит в небе с птицами
В России регистрация квадрокоптеров обязательна для моделей массой более 150 грамм. Фото: РИА Новости

Регистрация квадрокоптеров в России

Ключевое требование Описание
Минимальный вес для регистрации 150 грамм
Максимальный вес без регистрации Менее 150 грамм
Срок регистрации после покупки 10 дней
Место регистрации "Госуслуги", Росавиация
Стоимость регистрации Бесплатно

Ограничения и запреты на полеты

Полеты дронов строго регулируются и разрешены только в зоне видимости оператора. Максимальная высота - 150 метров без подачи дополнительного плана полета.

Как уточнил эксперт из "Квадвижн", "запрет на полеты, по моим данным, которые могут быть не вполне точны, так как реестра никто не ведет, действуют в 85 из 89 регионов РФ. Там без существенных оснований летать нельзя вообще нигде в границах субъекта".

Ограничения на полеты дронов по понятным причинам не распространяются в четырех субъектах РФ: ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. В оставшихся регионах, где запрет не введен, летать надо ориентируясь на наш перечень.

Запрещено летать:

  • Над аэропортами и зонами их охраны.
  • Над военными и стратегическими объектами.
  • В приграничной полосе.
  • Над массовыми мероприятиями и скоплениями людей.
  • В ночное время и при плохой видимости.
  • В населенных пунктах без разрешений.

Григорий Герасимов подчеркивает, что "лучше летать на природе подальше от людей, так как общество воспринимает дроны как угрозу, и даже при наличии разрешений могут возникать конфликты". Вместе с тем "полеты выше 100 метров сопряжены с риском воздействий систем радиоэлектронной борьбы, которые не отключают для операторов-любителей".

бесполетная зона
Дронам запрещено летать над аэропортами и зонами их охраны; над военными и стратегическими объектами; в приграничной полосе; над массовыми мероприятиями и скоплениями людей; в ночное время и при плохой видимости; в населенных пунктах без разрешений. Фото: РИА Новости

Подробные списки региональных и временных запретов доступны на официальных картах Росавиации и сопутствующих сервисах.

Правила использования квадрокоптера

Согласно нормативам российского воздушного кодекса и федеральным правилам, квадрокоптеры должны:

  • Летать в зоне видимости оператора.
  • Не пересекать зоны с ограничениями.
  • Иметь маркировку с учетным номером.

Эксперты акцентируют внимание на сложности правового регулирования использования дронов и советуют "пройти полноценное обучение, так как использование дрона сейчас - очень непростой процесс в правовом плане". Кроме того, Герасимов рекомендует для подготовки "начинать с обращения в администрацию региона, где планируется использовать дрон - сотрудники отправят запрос в профильный департамент. Это самый простой способ понять, каковы актуальные правила и ограничения и какие бумаги нужно собрать".

Диана Ошнокова обращает внимание, что запуск во дворах и парках без разрешений нежелателен, поскольку эти места часто попадают в зоны ограничений и требуют согласования с Единой системой организации воздушного движения (ЕС ОрВД).

Зоны воздушного пространства это, как правило, огромные сплошные участки неба, диаметром в десятки километров. Они не учитывают не только границы парка или двора, но, бывает, пересекают несколько регионов, поясняют эксперты. Например, одна из московских зон контролируемого ВП захватывает город Венев Тульской области. По закону нет разницы, например, осуществляется запуск дрона возле Кремля или в Измайловском парке у МКАД - все это воздушное пространство над Москвой, а в Москве летать нельзя.

"В этом вопросе оператору дрона не следует мыслить, как пешеход - парками и дворами", - рассуждает Григорий Герасимов.

Для обеспечения безопасности оператор должен подавать план полетов, получать официальные разрешения при необходимости.

квадрокоптер у дома
Дроны лучше запускать на природе, подальше от людей, так как общество воспринимает их как угрозу, и даже при наличии разрешений могут возникать конфликты. Фото: iStock

Выбор квадрокоптера для безопасных полетов

Григорий Герасимов предостерегает:

"Не стоит гнаться за флагманскими моделями - они рассчитаны на опытных операторов, новичок не сможет воспользоваться всеми преимуществами" - и рекомендует варианты:

  • Для новичков - легкие дроны до 150 грамм, например, DJI Mini или модели Autel Lite/ Nano. Ключевыми особенностями легких дронов является их живучесть и доступность. Цена невысока, комплектующие недорогие, могут пережить несколько падений, если повезет.
  • Важно обращать внимание на наличие спутниковой навигации и систем защиты от столкновений. "Не стоит гнаться за топовыми моделями новичкам: они сложны в управлении", - предупреждает эксперт.
  • Для продвинутых операторов - DJI Mavic 2/ Mavic 3, Air 2s и подобные, однако с учетом уязвимости к системам радиоэлектронной борьбы.
  • Профессионалам доступны тяжелые FPV-дроны и специализированные аппараты, но им необходимо постоянно участвовать в формировании правового поля и использовать все доступные средства легализации.
Категория Рекомендованные модели Особенности
Новички DJI Mini, Autel Lite/ Nano Легкие, без регистрации, простое управление
Продвинутые DJI Mavic 2, Mavic 3, Air 2s Высокое качество съемки, сложное управление, очень высокая цена, усложненные процедуры согласования полета.
Профессионалы FPV-дроны, тяжелые модели Требуют лицензий и сертификатов, активное участие в регуляторике

Профессионалам нужно быть готовыми к сложностям в правовом поле.

"Профессионалам нельзя просто ждать, когда для них напишут законы, нужно включаться в процесс, пользоваться доступными инструментами, активно взаимодействовать с разработчиками и формировать опыт. Конфликты будут, полиция будет, но нужно транслировать адекватность, уверенность и этичность на всех этапах - от получения разрешений до посадки после успешного полета", - советует Герасимов.

дрон в руке
Запуск во дворах и парках без разрешений нежелателен, поскольку эти места часто попадают в зоны ограничений и требуют согласования с Единой системой организации воздушного движения. Фото: iStock

Каковы последствия нарушения правил

В 2025 году ответственность в этой сфере строго регулируется. Санкции включают:

  • Штрафы по статье 11.4 КоАП за полеты без регистрации - от 2000 до 2500 рублей.
  • Возможное лишение права управления квадрокоптером до одного года.
  • Административную и уголовную ответственность при полетах вблизи стратегических и военных объектов, а также при нарушении правил конфиденциальности и безопасности.

Григорий Герасимов развеивает мифы:

"Конфисковать дрон у владельца можно только по решению суда. На практике сотрудники чаще предпочитают сбить незаконно летающий БПЛА".

Эксперт поясняет это тем, что "в юридическом плане сотрудникам проще сбить дрон в воздухе, чем конфисковать находящийся в руках владельца аппарат".

Дроны могут быть временно изъяты на экспертизу и возвращены владельцу, если в них нет ничего незаконного. Если дрон не зарегистрирован или запущен без разрешения, особенно у объектов критической инфраструктуры, могут наступить серьезные последствия.

дрон в руке
Для обеспечения безопасности оператор должен подавать план полетов, получать официальные разрешения при необходимости. Фото: РИА Новости

Международный опыт: где можно летать за границей

Эксперт в сфере аэросъемки из компании "Академия Аэросъемки" Александр Шевченко делится практическим опытом полетов по всему миру. Он отмечает ключевые отличия от России:

  • В ЕС регистрация обязательна для дронов тяжелее 250 г, что дает больше свободы популярным моделям DJI Mini. Но в городах, как Париж или Рим, полеты запрещены, особенно над историческими объектами и массовыми местами.
  • В Турции регистрация нужна для дронов тяжелее 500 г, полеты в Стамбуле и на туристических курортах сильно ограничены, а нарушение правил может привести к штрафам и изъятию техники.
  • В Азии в целом жесткие правила и высокие штрафы. Например, в Японии регистрация с 100 г, а нарушение грозит штрафом до 3500 долларов; в Китае - почти полные запреты в больших городах.

Однако в каждой стране есть свои дополнительные запреты и локальные нюансы. Так, Испания ограничивает съемки с дронов над пляжами, а в Италии активно защищают исторические центры от БПЛА. Германия запрещает полеты над дорогами и в радиусе 1,5 км от аэропортов, в Швейцарии - ограничения в горах, а в Норвегии - на военных объектах и нефтяных платформах.

Для планирования полетов за границей Шевченко советует всегда сверяться с актуальными официальными картами запретов, поскольку локальные правила и временные ограничения могут менять ситуацию моментально.

Особенно строгая бюрократия в Турции: регистрация для дронов тяжелее 500 г обязательна, полеты запрещены в основных городах и популярных туристических зонах без разрешений. Шевченко предостерегает, что в Стамбуле даже легкие дроны типа DJI Mini могут привести к остановке полета и штрафам, а в Каппадокии без разрешений - к изъятию техники и серьезным штрафам.

дрон летит в небе
Если дрон не зарегистрирован или запущен без разрешения, особенно у объектов критической инфраструктуры, могут наступить серьезные последствия. Фото: iStock

Ради сравнения эксперты приводят размер штрафов в небе Европы: "Полет без регистрации дрона (свыше 250 г) - от 100 до 1000 евро, полет в запретной зоне - от 500 до 5000 евро, полет над людьми - от 200 до 2500 евро, коммерческая съемка без лицензии - от 500 до 3000 евро".

Советы по безопасности и проверке зон

Эксперты считают необходимым всегда сверяться с официальными картами запретных зон - даже знакомое место может быть внезапно закрыто из-за временных ограничений, официально опубликованных Росавиацией и аналогичными органами в других странах.

Для безопасных и законных полетов рекомендуются полезные сервисы:

  • В России: ФГИС ОРВД и мобильные приложения, например Небосвод;
  • В Европе: EASA Drone Map и национальные карты (Geoportail UAS во Франции, ENAIRE Drones в Испании);
  • В США: приложение B4UFLY от FAA;
  • В Турции: SHGM Drone Zones;
  • В Азии: карты от MLIT (Япония), UAV Forecast + DJI GEO Zones (Китай), CAAT (Таиланд).

Эксперт Александр Шевченко предупреждает, что "полагаться только на встроенные геозоны в дронах нельзя - официальные карты обновляются чаще и учитывают временные ограничения".

дрон летит в небе
Эксперты считают необходимым всегда сверяться с официальными картами запретных зон - даже знакомое место может быть внезапно закрыто из-за временных ограничений. Фото: РИА Новости
Часто задаваемые вопросы

Какие дроны можно запускать без регистрации?

Любые - в помещении. На улице сегодня практически никакие и нигде нельзя.

Где можно летать на квадрокоптере в России?

С разрешениями для моделей тяжелее 150 грамм - где угодно. Проще всего получить разрешения в местах вдали от городов, чем дальше от границы с Украиной, тем лучше, отмечает наш эксперт по дронам, аэрооператор Григорий Герасимов.

дрон летит в небе
Полагаться только на встроенные геозоны в дронах нельзя - официальные карты обновляются чаще и учитывают временные ограничения. Фото: iStock

Можно ли запускать дрон во дворе или в парке?

Нет, если только на это не были получены разрешения. Даже если разрешения есть - нужно быть готовыми к оживленным конфликтам с окружающими.

Какие квадрокоптеры разрешены для детей?

За этим сейчас строго не следят. В целом, серьезную технику от 500 грамм лучше не доверять детям до 16. Легкие игрушки до 150 грамм - можно и с 12, только нужно выбрать модель с защитой пропеллеров - они будут безопасны для окружающих. Важно, чтобы у ребенка была уже отточена мелкая моторика на уровне взрослого (хороший признак - аккуратный почерк, уверенное письмо от руки), без этого летать нельзя, поясняет Григорий Герасимов.

дрон летит
Проще всего получить разрешения в местах вдали от городов. Фото: РИА Новости

Сколько стоит регистрация квадрокоптера?

Регистрация бесплатная.

Можно ли брать квадрокоптер в самолет?

Да, его можно как брать с собой в салон, так и сдавать в багаж вместе с другими вещами. Ограничения зависят от страны назначения. В некоторых странах (например, Египет, ОАЭ, Канада, Куба, Кения) перевозить в самолете беспилотник нельзя.

Можно ли сбить квадрокоптер над своим участком?

В целом - лучше ничего самим не сбивать. Если дрон висит над вашим участком - сообщите в полицию.

дрона запуск
Серьезную технику весом от 500 грамм лучше не доверять детям до 16. Фото: iStock

Какие квадрокоптеры запрещены в России?

Квадрокоптеры не запрещены в России.

В чем разница дрона и квадрокоптера?

Дрон - более общий термин, он включает в себя много видов устройств, таких как: квадрокоптер, октокоптер, аэростат (метеозонд). К дронам можно отнести даже спутники на орбите. Квадрокоптер - буквально "четыре винта" - тип летательного аппарата, который летает, используя четыре ротора.

квадрокоптер на столе
С 2025 года в России действуют четкие правила регистрации БПЛА, ограничения по высоте, зонам полетов и ответственности. Фото: iStock

Можно ли использовать дрон в коммерческих целях?

Да, при обязательной регистрации и получении разрешений.

Подводя итог, важно отметить, что дроны и квадрокоптеры сегодня не только увлекательное хобби, но и серьезный инструмент с четкими законодательными требованиями к регистрации, полетам и ответственности. Напомним, с 2025 года в России действуют четкие правила регистрации БПЛА, ограничения по высоте, зонам полетов и ответственности.

Наши эксперты подчеркивают важность легализации, обучения операторов и внимательного планирования полетов. Использование официальных карт и сервисов для планирования полетов поможет избежать неприятностей.

зона без дронов
Использование официальных карт и сервисов для планирования полетов поможет избежать неприятностей. Фото: РИА Новости