Импортозамещение формирует новые правила развития отрасли телекоммуникаций

Российская отрасль медиателекоммуникаций ускоренно переходит на отечественное оборудование. На Московском индустриальном медиафоруме (МИМФ) эксперты обсудили, как развивается импортозамещение, почему рынок нуждается в изменении регулирования и что нужно для стимулирования разработки отечественных решений.

Отрасль медиателекоммуникаций находится в периоде технологических изменений, снижается зависимость от зарубежных технологий, но появляются новые вызовы. Сегодня объем рынка телекоммуникаций составляет порядка 95-100 миллиардов рублей, и около 30% рынка замещено отечественными решениями.

"Уже замещено множество массовых продуктов - абонентские устройства, пользовательские маршрутизаторы. Есть некоторые проблемы с операторским оборудованием и корневыми маршрутизаторами, но разработки по их замещению также ведутся активно. Но в целом наше импортозамещение пока что носит "догоняющий" характер - есть к чему стремиться", - отмечает генеральный директор "Синтерра-Медиа" Григорий Урьев.

Он указывает, чтобы ускорить развитие отрасли, нужно серьезно осмыслить подход к импортозамещению, опираться на разработку новых решений, которые будут не "замещать", а опережать конкурентов. Например, в истории развития медиателекоммуникационной отрасли Россия пропустила массовое использование SDN-сетей, которые были очень популярны в Европе и Америке, или массовое использование стандарта DOCSIS для доступа в интернет. "У нас есть серьезный шанс догнать, перегнать и стать лидерами даже на мировой арене", - говорит Урьев.

Например, спутниковое вещание стало ключевой технологией для распространения телевизионного сигнала и в России, и за рубежом. На ней базируется все федеральное цифровое эфирное вещание, а также большая часть региональных сетей. Так, в Якутии существуют станции региональных телеотделений, которые полностью работают на спутниковой связи.

Через спутники осуществляется зарубежное вещание федеральных каналов, включая просмотр передач в посольствах и на антарктических станциях. Даже на тысяче морских судов стоят спутниковые станции, которые позволяют принимать сигнал и смотреть телевидение.

Важно, что до 2022 года в России использовались как отечественные, так и зарубежные спутниковые группировки. "Российские потребители были в один момент "выкинуты" зарубежными компаниями. Было отказано от размещения российских федеральных каналов. Поэтому с лета 2022 года все российские телеканалы базируются на отечественной спутниковой группировке", - поясняет глава ФГУП "Космическая связь" Алексей Волин.

Сегодня производство в спутниковой отрасли полностью переведено на отечественные решения. Есть высокая потребность в производстве новых спутников. Сейчас в производстве находится один спутник - это "Экспресс-АМ4", который полностью создается на основе отечественных разработок и российских комплектующих. Также в следующем году четыре космических аппарата будет созданы российскими производителями, и по плану до 2030 года восемь спутников из двенадцати будут полностью импортозамещены.

Волин также отметил и риски киберустойчивости отрасли. Он указал на большое количество хакерских попыток прервать телевизионное вещание, в том числе спутниковое. К этому относятся как возможности создания помех на спутнике, так и атаки на компьютерную инфраструктуру. По словам эксперта, в среднем специалисты по кибербезопасности отражают несколько тысяч атак в год.

"До недавнего времени мы использовали зарубежные системы кодировки и закрытия сигнала. Сегодня мы уже разработали отечественное решение, свою систему условного доступа и кодировки (CAS), планируем провести апробацию с операторами связи", - рассказал Волин.

Эксперты также указывают на важность льгот и преференций для разработчиков. Алексей Земский, генеральный директор телекомпании НТВ, отмечает, что сегодня производителям российского оборудования и софта для телевидения и радио не выделяется никаких серьезных льгот.

По его мнению, многие компании, которые сейчас находятся в реестре оборудования и программного обеспечения, запускают не собственный продукт, а переведенный. "С одной компанией мы потратили полтора года, чтобы попасть в реестр. Разработчик делает огромные вложения, но каких-то бонусов и преференций от государства мы не получаем. Только просьбы о замене оборудования на российские решения или запуски конкурсов на гранты", - говорит Земский.

Также он отмечает проблему отставания правовой базы от развития отрасли. По мнению Земского, регулирование отстает на 20 лет и, например, сейчас нет закрепленного в законодательстве понятия о вещании в интернете. Эксперты отмечают, что появляется необходимость "сесть за один стол", обновить правила для качественного регулирования вещания в интернете.

Алексей Парабучев, генеральный директор Фонда "Московский инновационный кластер", рассказал, что со стороны кластера существует задача по работе с технологическими компаниями, где представлен и медиасегмент. "Общий объем именно медиатехнологий - компаний, которые разрабатывают технологические решения для индустрии медиа - составляет порядка 377 млрд рублей. И порядка 90% этих организаций представлено в Москве", - рассказал Парабучев.

При этом представители отрасли указали на основную проблему: не все российские телекомпании готовы к внедрению новых решений. Любой переход требует дополнительных вложений в обучение сотрудников и приводит к потере рабочих часов.

Анна Иванова, исполнительный директор портала "Рамблер", указывает, что многое зависит от готовности бизнеса внедрять российские IT-решения и создавать совместные проекты для индустрии.

Также она добавляет, что в условиях, когда молодежь все чаще получает знания и формирует свои взгляды через ИИ-сервисы, необходимо обеспечивать сохранение национального культурного кода. Для этого важно поддерживать отечественных разработчиков и создавать конкурентоспособные цифровые платформы, которые смогут формировать тренды на медиарынке.