Главная причина тревоги - отсутствие у человечества иммунитета к таким вирусам. "У людей есть антитела против обычного сезонного гриппа H1 и H3, но нет антител против птичьего гриппа H5, как не было антител против COVID", - цитирует Reuters Мари-Анн Рамейкс-Велти, директора Центра инфекций дыхательных путей Института Пастера (Франция). Это значит, если вирус мутирует и будет легко передаваться между людьми, мы окажемся в ситуации, схожей с началом пандемии COVID.
В ВОЗ подтверждают высокую патогенность этих вирусов. С 2003 года от штамма H5N1 заразились около 1000 человек и почти половина (48%) погибли. А теперь унес первую жизнь и его "собрат" H5N5. "Птичий грипп столь опасен для человека, потому что наш иммунитет не приспособлен к нему, не умеет его распознавать и бороться. "Спасает то, что от человека к человеку он не передается, - пояснил "РГ" врач-инфекционист, главный врач "Инвитро-Сибирь" Андрей Поздняков. - Сейчас заражение происходит при тесном контакте с животными и случаи заболевания среди людей редки". "Пока вирус не преодолел межвидовой барьер, широкого распространения инфекции среди людей не будет", - говорит доцент кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии Пироговского Университета Ольга Зыкова.
Но эволюционные изменения - обычное дело для вирусов. Значит, надо быть готовыми к худшему. К счастью, опыт COVID не прошел даром. Мир сегодня готов к угрозе гораздо лучше: есть готовые платформы вакцин, есть запасы противовирусных лекарств. "Если опасность станет реальной, все это надо будет быстро адаптировать к новому штамму", - считает Поздняков.
Чтобы не пропустить опасный момент, во всем мире проводят постоянный мониторинг опасных патогенов. У нас это делают Роспотребнадзор и Институт гриппа.
Прямой угрозы новой пандемии на сегодня нет. Но нет и гарантий, что она не возникнет. Поэтому ключевая стратегия сейчас - минимизировать риски мутации вируса и его распространения.