Roblox заблокирован: миллионный рынок исчез, что будет с игровым сообществом

Roblox - одна из крупнейших в мире игровых онлайн‑платформ, сочетающая конструктор игр и социальную сеть. 3 декабря 2025 года она оказалась под полной блокировкой Роскомнадзора. Несмотря на статус "детской" игровой платформы, вокруг Roblox сформировалась многомиллионная экономика и не менее заметный шлейф этических и правовых споров.

Что такое Roblox

Roblox - это платформа, на которой пользователи сами создают интерактивные 3D-опыты (игры, события, виртуальные миры) и тут же запускают их для миллионов игроков по всему миру. Встроенный движок Roblox Studio и бесплатный набор инструментов позволяют разрабатывать проекты без большого опыта программирования, а внутренняя валюта Robux используется для покупки одежды, аксессуаров, внутриигровых бонусов, а также для монетизации авторов. Платформа работает на ПК, консолях, смартфонах и планшетах, а ее ключевая аудитория - дети и подростки, хотя доля игроков старше 17 лет заметно растет.

Как появился Roblox

Идея Roblox выросла из образовательных и физических симуляторов, которые в начале 2000‑х разрабатывал инженер Дэвид Базуки вместе с коллегой Эриком Касселем. В 2004 году проект стартовал под названием DynaBlocks, вскоре получил текущее имя Roblox и официально вышел в релиз в 2006 году, а массовый взлет произошел в конце 2010‑х и особенно на фоне локдаунов 2020 года. Сейчас это уже зрелый глобальный сервис: во втором квартале 2025 года у Roblox было порядка 111,8 млн ежедневных активных пользователей по всему миру.

В чем секрет популярности Roblox

Успех Roblox строится на комбинации трех вещей: бесконечного пользовательского контента, мощного социального компонента и низкого порога входа как для игроков, так и для создателей. На одной и той же площадке соседствуют простой паркур, ролевые игры, виртуальные концерты и образовательные лаборатории, а за счет кросс-платформенности в эти миры можно уйти как с бюджетного смартфона, так и с игровой приставки.

К этому добавляется экономика: разработчики опыта получают долю с покупок и могут зарабатывать десятки и сотни тысяч долларов, что превращает Roblox в полноценную площадку для инди‑студий и фриланс‑программистов. Для игроков привлекательны персонализация аватара, общение в чатах и ощущение " тусовки", где друзья не только играют, но и вместе создают новые миры.

Сколько пользователей у Roblox в России

Roblox официально не публикует детализированную статистику по России, но сторонние исследования позволяют оценить масштаб аудитории. По данным Priori Data, к 2024 году у платформы было около 24 млн пользователей из России, что ставит страну в тройку крупнейших рынков после США и Бразилии. Другие аналитики оценивают долю России примерно в 7,5% глобальной базы, которая к середине 2025 года достигла порядка 380 млн ежемесячных активных пользователей, то есть речь идет о десятках миллионов зарегистрированных аккаунтов. Впрочем, сама компания эти цифры не верифицировала.

В терминах ежедневной активности речь тоже о многомиллионной аудитории: один из обзоров статистики приводит оценку около 6,8 млн ежедневных пользователей Roblox из России в 2025 году. А в 2022‑м глава Roblox говорил о более чем 2 млн ежедневных российских игроков, то есть за несколько лет страна вошла в число ключевых рынков компании.

Как Roblox зарабатывает

Экономическая модель Roblox строится вокруг freemium‑подхода: базовый доступ и большинство игр бесплатны, но платформа зарабатывает на продаже виртуальной валюты Robux и комиссий с внутриигровых покупок. Robux выступают "топливом" всей экосистемы: через них проходят платежи игроков, вознаграждаются создатели и в итоге формируется денежный поток, который авторы могут обменять на реальные деньги.

Основной источник дохода компании - покупка Robux за реальные деньги через магазины приложений, сайт и подарочные карты; именно объем купленных Robux фиксируется в отчетности. Дополнительно платформа зарабатывает на подписке Roblox Premium (платный доступ с ежемесячным пакетом Robux и бонусами) и на комиссии с платных подписок внутри игр.

Компания открыто описывает свою модель распределения выручки: около 47% идет на инфраструктуру и операционные расходы, 29% возвращается разработчикам в виде Robux, остальное покрывает издержки и инвестиции Roblox. По оценке экономического отчета, совокупное влияние этой игровой экономики уже измеряется сотнями миллионов долларов.

Разработчики получают часть денег от продаж в своих играх, но платформа забирает свою комиссию. Когда у автора накапливается много заработанных Robux, он может обменять их на реальные деньги - сейчас курс примерно 0,0038 доллара за единицу.

Претензии к Roblox в России и мире

Безопасность детей на платформе уже несколько лет остается предметом внимания регуляторов и правозащитников в разных странах: обсуждаются случаи онлайн‑домогательств, попадания в игры сексуализированного и насильственного контента. Отдельный пласт критики связан с тем, как Roblox зарабатывает на платежах внутри игр: эксперты по цифровому воспитанию указывают, что детям бывает трудно различать реальные и виртуальные деньги и сопротивляться навязчивым призывам к покупкам.

Проблемой считается и неидеальная модерация: крупные медиа фиксировали примеры, когда на площадке появлялись шутеры на чувствительные политические темы и откровенно шокирующие сцены, удаленные только после публичной огласки. На этом фоне ряд стран, включая Ирак и Турцию, уже вводили ограничения или прямые запреты на Roblox, ссылаясь на угрозу для детей.

Блокировка

В России конфликт с платформой вышел на новый уровень. Роскомнадзор объявил о полной блокировке Roblox, мотивировав это массовым распространением материалов с пропагандой и оправданием экстремизма и терроризма, призывами к насилию и упоминанием ЛГБТ‑тематики, признанной в РФ экстремистской. Регулятор подчеркнул, что, по его оценке, внутренняя модерация сервиса не обеспечивает должного уровня защиты, а правоохранительные органы дополнительно указывают на интерес платформы для педофилов, которые знакомятся с несовершеннолетними через игровые чаты.

"Такие действия совершаются в том числе в так называемых комнатах и локациях игры, где пользователи могут стать исполнителями террористических акций, напасть на школу, а также участвовать в азартных играх и др. Дети в игре подвергаются сексуальным домогательствам, у них выманивают интимные фото, склоняют к развратным действиям и насилию - ведь Roblox популярен у педофилов, которые знакомятся с несовершеннолетними прямо в чатах игры, а затем переходят в реальную жизнь. Случаи подобного противоправного поведения в отношении детей уже давно носят не единичный характер как в США, так и в России", - заявили в Роскомнадзоре.

Со своей стороны компания в публичных материалах подчеркивает, что активно развивает автоматические и ручные системы модерации, использует искусственный интеллект, сотрудничает с правоохранительными органами и организациями по защите детей. Однако масштаб самой экосистемы - сотни миллионов игроков и десятки миллионов миров - делает Roblox примером того, как быстро растущие платформы оказываются между интересами бизнеса, игроков, родителей и регуляторов.