Третьяковка отмечает 100-летие Владимира Немухина

Вместо эпиграфа на выставке "Владимир Немухин. Игра в абстракцию" в Новой Третьяковке - афиша выставки на Малой Грузинской, 28 в 1980-м. Среди 19 участников - Краснопевцев и Штейнберг, Зверев и Яковлев, Кабаков и Пивоваров, Немухин и Янкилевский, Жутовский и Свешников... Каждое имя на той афише сегодня в анналах истории нашего искусства ХХ века.
Не только живопись, но и скульптуры Владимира Немухина можно увидеть на выставке в Новой Третьяковке.
Не только живопись, но и скульптуры Владимира Немухина можно увидеть на выставке в Новой Третьяковке. / Жанна Васильева

Эта афиша напоминает о "товариществе художников", объединенных дружбой, любовью к искусству и существованием "на полях" официального Союза художников. Владимир Немухин (1925-2016) был среди "движителей" этой выставочной жизни "на краю". Он и Лидия Мастеркова показывали свои абстракции в комнатке Оскара Рабина в Лианозово. Он участвовал в знаменитой "Бульдозерной" выставке 1974 года. А годом позже Немухин организовывал вернисаж в павильоне "Пчеловодство" на ВДНХ. Выставка на Малой Грузинской была одним из первых выходов "неофициальных" художников в выставочные залы столицы.

Тема "товарищества художников" была важна для Владимира Николаевича. И она важна для выставки. Этот сюжет, намеченный той афишей 1980 года, продолжается архивом фотографий Игоря Пальмина 1970-1980-х годов. Становится отдельным мощным разделом "В круге Лианозова 1950-1980-е", представляющим коллекцию живописи, переданную Немухиным в 2006 году в дар Третьяковской галерее при поддержке правительства Москвы. Сюжет закольцовывает документальный сериал "Немухинские монологи", снятый Александром Шаталовым в 2014 году ...

Вещи в работах Немухина живут разом в измерениях стола и картины, буквы и рисунка, абстракции и предмета

"Мы интуитивно выбирали из многоликой художественной среды себе подобных, то есть жаждущих обновления, духовной свободы, возможности личностного самовыражения. Но каждый шел своим путем. Это было типичное товарищество художников", - будет вспоминать Владимир Немухин.

Путь, который выбрал Немухин, в конце 1950-х выглядел очевидным после ошеломляющей американской выставки в Сокольниках. Тогда казалось, все дороги ведут к абстракции, освобождая кисть, эмоции, энергию живописи. Появление на этом фоне в его работах мотива карт, ломберных столиков, пасьянсов выглядело странным. Тут нет отсылок к литературе, опере иль сюжетным картинам XIX века. "Тройка, семерка, туз" тут не звучат предвестием рока. Правда, графика 1990-х проявляет на квадратах ломберных столиков супрематический космос Малевича с его диагоналями, крестами, любимыми контрастами черного, красного, белого... Плоскость зеленого или белого столика, увиденная сверху, выглядит идеальным местом для проекций архитектонов. Но Немухин-то пишет "Натюрморт с картами".

Помилуйте, что же тут, кажется, писать? Квадрат стола, геометрия и цвет карт - аскетичный выбор даже для последователя супрематистов. В 1988 году в натюрморте с картой, что легла на белый лист над волной коричневатой бумаги, зазвучит итальянская нота. Плавные линии словно намечают разрезы холста в духе Лучо Фонтана. Но разреза нет, а карта не обманка, а реальная вещь, превращающая рисунок в коллаж.

Вместо потусторонней реальности у Немухина - реальность вещи, рельефа, вторгающегося в пространство зала. Так, может, этот отказ от метафизики - в пользу повседневности? Но какая уж повседневность в коллажах "Валет-мишень", "Валет-гитарист" или "Валет Всеволод Мейерхольд (Бертучо)"? Немухин все же апеллирует к игре, но к театральной. Там, где в названии "валет" проступает значение "слуга". То ли Фигаро, то ли влюбленный - мишень острот.

Эти персонажи конструктивистского театра, конечно, напоминают и о безбашенных живописцах "Бубнового валета". Но ни их эпатажа, ни обращения к наивному искусству, ни социальной критики у Немухина нет. Он суживает поле игры, ограничивает себя плоскостью, рельефом, делает карту фирменным знаком. Он виртуозно работает с предметами, превращая старую доску с надписью "брутто" и разрезанную консервную банку с окурком то ли в барьер, то ли в береговую линию. В конце концов название-то работы - "Банки. Игра в карты на пляже". И ты не сразу замечаешь контур песочных часов на выбеленном квадрате, и под смятой крышкой - приклеенный квадратик холстины с черно-красным крестом.

Коллажи его очень мягко акцентируют многослойность. И натюрморт с калькой, кажется, лишь про полупрозрачность и нежность цвета. А "Композиция с картами и буквами" превращает карты в "блоки" забора. Лишь вольная стайка гласных парит, как "галочки" птиц.

Многослойная природа вещей, живущих в нескольких измерениях: карточного стола и картины, буквы и рисунка, абстракции и предмета, - важна для Немухина. Он не дает вещам превратиться в знак, ускользнуть в небеса метафизики. Но и не дает забыть, что за калькой видимого мира может быть иной слой.

Афиша

Выставка "Владимир Немухин. Игра в абстракцию" - в Новой Третьяковке до 9. 03.2026.