
Руководство Евросоюза и прежде всего председатель Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен продавливают решение об изъятии российских средств в качестве гарантий под новые кредиты Киеву прежде всего потому, что иных путей финансирования Украины в нынешних объемах не видят, а содействовать скорейшему завершению военного конфликта не хотят. ЕС с весны 2022 года уже вложил более 170 миллиардов евро в разные виды помощи Киеву. Теперь ЕК готова пойти на нарушение европейских правил ради утверждения плана "репарационного кредита" для Киева, который предложила ЕК 3 декабря. Он предусматривает в максимальном варианте отправить "в топку" военных действий до 210 млрд евро, которые обездвижены в ЕС, Швейцарии и Британии. Из них до 185 млрд евро находятся в бельгийском депозитарии Euroclear. И вот Бельгия как раз уперлась.
Бельгийский премьер Барт де Вевер справедливо указывает: прецедента конфискации суверенных активов в современной истории не было. Даже в годы Второй мировой деньги нацистской Германии не конфисковали. "Во время войны суверенные активы замораживаются. А по окончании войны проигравшая сторона должна отказаться от всех или части этих активов, чтобы компенсировать ущерб победителям. Но кто действительно верит, что Россия проиграет в Украине? Это сказка", - старается убедить еврокомиссаров де Вевер. В том числе он боится ответной конфискации бельгийской собственности в РФ. Кстати, у Euroclear имеется активов в нашей стране на 16 млрд евро. Аргументация бельгийского правительства следующая: в случае судебного иска со стороны России после окончания военных действий и, как следствие, ослабления санкций Бельгии придется отвечать существенной частью своего ВВП.
Еврокомиссары, дабы нейтрализовать сопротивление Бельгии, готовы пойти на попрание доселе "священного" правила, согласно которому все сколь-либо важные решения в ЕС принимаются консенсусом. Урсула фон дер Ляйен уже заявила, что использование будет утверждаться "квалифицированным большинством голосов". Она сослалась на статью 122 Договора ЕС, которая позволяет в случае "серьезных экономических рисков" для продления санкций обойтись без консенсуса, опираясь на решение квалифицированного большинства. При том что данная статья вообще-то подразумевает принятие решения квалифицированным большинством стран-членов лишь в случае ЧС или стихийного бедствия в одной из стран - членов Евросоюза, коей Украина не является.
ЕК хочет продавить решение до 18 декабря, когда состоится последний в этом году саммит ЕС. Европейцы хотят таким образом закрыть вопрос финансирования основных статей украинского бюджета (включая военные) года на два. В целом бюджет Украины, включая военные расходы на текущем уровне на 2026 и 2027 годы, оцениваются Еврокомиссией примерно в 135 миллиардов евро. При этом на вооружения Киеву потребуется за тот же срок не менее 115 млрд, нужны будут еще 50 млрд евро на общие бюджетные нужды и еще 45 млрд на погашение кредита G7, предоставленного Украине с 2024 года.
В качестве еще одного контраргумента для Бельгии ЕК готова пойти так далеко, что запретить исполнение внутри ЕС решений иностранных судов (будет любопытно посмотреть, как к этому отнесутся в долгосрочной перспективе третьи страны). Она также предлагает другие гарантии Бельгии, включая взносы стран-членов, поддержку из бюджета ЕС, наконец, заново оформленный запрет на возврат суверенных активов России. Но заморозка не может же быть вечной, так не бывает. На сей счет ЕК молчит. Пытаясь при этом разубедить бельгийцев в правоте следующей их аргументации: мол, если какая-то страна, скажем, Венгрия, Словения или еще кто-то из числа "диссидентов", выступит против очередного полугодового продления санкций, то российские активы будут разблокированы. Что потребует от Бельгии немедленного возврата средств России.
Так считает и гендиректор Euroclear Валери Урбен. По ее словам, Россия в случае конфискации ее средств "не будет бездействовать", посему лучше задействовать замороженные активы в качестве инструмента мирных переговоров, а не рисковать, создавая сложные юридические схемы. Кстати, схожую точку зрения, насколько известно, довела до сведения ЕС администрация США, предложив рассматривать замороженные активы как фактор взаимодействия уже после прекращения огня, а не как средство продолжения войны.
Против сомнительных схем высказалась и глава Европейского ЦБ Кристин Лагард (ЕЦБ отказался участвовать в "конфискационной схеме"), отметив, что предложенный ЕК план "репарационного" кредита Украине лишь "с натяжкой" обоснован юридически и финансово. "Если мы хотим сохранить Европу как центр верховенства права, мы не должны начинать с нарушения этого принципа", - подчеркнула Лагард.
Европейские финансисты отнюдь не в восторге от намерений руководства ЕС, считая не без оснований, что такая конфискация может сказаться на роли евро как резервной валюты. Ведь на евро приходится около 20% валютных резервов центробанков по всему миру, лишь у доллара доля больше - около 60%.
Ответные меры РФ в случае изъятия российских активов станут "сюрпризом" для ЕС, в который раз предупредил МИД РФ. Если речь пойдет об ответной конфискации, то она может затронуть не только суверенные активы европейских стран (коих в РФ незначительный объем), но и средства частных инвесторов (объем которых сопоставим с замороженными российскими авуарами). Как заявил недавно президент Владимир Путин, если Европа намерена воевать, то "мы готовы хоть сейчас". В том числе и к экономической "войне без правил", если ЕС на нее отважится.