Опрос финансового маркетплейса "Выберу.ру" показал, что каждый третий (34%) россиянин продолжает приобретать такие товары за рубежом, однако география покупок претерпела кардинальные изменения.
"17%, несмотря на сложность получения виз и колебания курса, а также невозможность оплаты картами, ездят в страны Европы и обновляют там гардероб. При этом большинство (34%) устраивают шопинг в странах СНГ, (29%) покупают вещи в Китае (в поездках, либо заказывая на китайских маркетплейсах), 28% везут вещи из ОАЭ и Турции, а 12% приобретают товары из Кореи и Японии", - рассказали "РГ" в маркетплейсе отмечая, что самые высокие траты фиксируются в ОАЭ, куда отправляются за люксовыми и статусными покупками.
Объединенные Арабские Эмираты, в первую очередь Дубай, стал безусловным и недосягаемым лидером в люксовом сегменте, говорит эксперт РСТ, коммерческий директор маркетплейса авторских туров YouTravel.me Валерий Бритаус.
"Это направление превратилось в мекку для покупателей премиум-класса, цель которых - инвестиционные покупки сумок, часов, ювелирных изделий и одежды ведущих мировых домов моды, которые в России либо отсутствуют, либо существенно дороже. Ключевым драйвером является грандиозный Dubai Shopping Festival, а также популярность люксовых аутлетов, таких как The Outlet Village или Mall of the Emirates, где можно приобрести вещи прошлых коллекций известных брендов со значительными скидками. Поездка в ОАЭ - это статусное, событийное путешествие, где шопинг гармонично сочетается с отдыхом высочайшего уровня", - рассказывает он.
Для массового покупателя, стремящегося в первую очередь обновить базовый гардероб за счет брендов, которые перестали быть доступными дома, сформировались два основных и очень разных по формату полюса. С одной стороны, это Турция, а именно Стамбул, который взял на себя роль "заместительной Европы", говорит эксперт РСТ.
"Сюда едут на полноценный тур, чтобы совместить посещение крупнейших торговых центров, где представлены все ушедшие международные сети, с отдыхом, экскурсиями и покупкой качественных локальных товаров - кожаных изделий, текстиля и косметики. Это комбинированный, туристический шопинг", - рассказывает он.
С другой стороны, для более прагматичных и быстрых закупок того же масс-маркета жители многих регионов России, особенно Сибири и Урала, все чаще выбирают Казахстан, в основном Алматы. По его словам, это направление предлагает формат "шопинг-уикенда": короткий и зачастую более бюджетный перелет, отсутствие языкового и культурного барьеров, а также концентрацию всех необходимых магазинов в нескольких крупных торговых комплексах.
"Аналогичную нишу занимают Армения и Грузия. В такие поездки едут целенаправленно за товарами, а не за впечатлениями, что делает их тактическим и эффективным ответом на новые рыночные условия. Таким образом, санкции не сократили спрос на шопинг-туры, а перераспределили его, создав новую, более сложную и прагматичную карту, где у каждого путешественника есть выбор в зависимости от его конкретных задач и финансовых возможностей", - рассказывает Бритаус.
При этом в "Выберу.ру" зафиксировали самый низкий чек, он оказался у закупающихся в Китае - в среднем 100-150 долларов за раз. Чаще всего это направление выбирают жители Дальнего Востока.
Сейчас среди русских туристов, которые путешествуют в Японию, сформировался особый тренд на "шопинг с пустыми чемоданами", чтобы максимально заполнить их эксклюзивными покупками. Дело в том, что в Японии распространены секонд-хенды, где можно найти как винтажные кимоно, так и люксовый сегмент. Также для Японии крупные бренды часто выпускают особые коллекции, которых нет в других странах. Но это направление не получает такого широкого распространения из-за дорогой логистики.
В общем же из таких поездок российские туристы чаще всего обувь, в первую очередь кроссовки (68%). "Еще 18% - спортивную одежду, 11% приобретают куртки, а 17% - базовую повседневную одежду: джинсы, футболки и рубашки. В то же время 14% признались, что за границей закупаются нижним бельем, а 12% покупают косметику", - рассказали в компании.