Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко представил "Орлеанскую деву": Какой получилась постановка

Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко показал "Орлеанскую деву"
Под занавес юбилейного года великого русского композитора вслед за Минском и Амстердамом в Москве тоже появился свой портрет героической девы-воительницы как оммаж 185-летию Чайковского. Постановочную команду премьеры составили худрук оперы Музыкального театра на Большой Дмитровке - режиссер Александр Титель, музыкальный руководитель - дирижер Мариинского театра, где новая постановка этой оперы появилась пятью годами раньше, американец Кристиан Кнапп, а также сценограф и художник по костюмам Владимир Арефьев.
Атмосферу Средневековья в постановке Александра Тителя создают красивые и детально проработанные костюмы.
Атмосферу Средневековья в постановке Александра Тителя создают красивые и детально проработанные костюмы. / Александр Иваниши

Эта роскошная grand opera парадоксально редко попадает под свет рампы, хотя сам Чайковский вложил в эту работу очень много сил и испытывал к ней особые чувства. Ибо для него история эта родом из детства: впервые он услышал о Жанне д'Арк от своей гувернантки - француженки Фанни Дюрбах. И много лет спустя Петр Ильич отправился создавать о ней оперу на берега Сены.

Историко-героический сюжет мистической силы отражает многое из того, что с нами происходит сегодня. Либретто написано самим композитором по трагедии Шиллера "Орлеанская дева" в переводе Жуковского с элементами, заимствованными из драмы Жюля Барбье "Жанна д'Арк" и даже из либретто чужой оперы - Jeanne d'Arс Огюста Mерме, и под впечатлениями труда французского историка Анри Валлона, книгу которого под тем же названием "Жанна д'Арк" композитору подарила Надежда фон Мекк. Формально это рассказ о переломном моменте Столетней войны - 1430 годе, когда Франция оказалась на грани гибели. Упование страны - Орлеан, последний бастион на пути англичан. Именно в этот момент появляется Иоанна д'Арк - юная девушка, чья вера, надежда, любовь и жертвенность становятся символом борьбы за справедливость и свободу, а ей суждено взойти на костер по приговору инквизиции.

Постановка Александра Тителя - это будто красноречивый диалог времен и поколений, но посвящение не только Чайковскому, но и Глебу Панфилову, точнее даже его фильму "Начало", вышедшему на экраны 55 лет назад. Спектакль начинается с немой сцены, когда абсолютно современные люди вальяжно располагаются на необъятной, белой лестнице высотой в 7,5 метра из 54 ступеней будто перед киносеансом на пленэре. Она же и, безусловно, знак чистоты и тернистого земного жизненного пути к Небесному. Тут, по сути, история Жанны - несквозное и цельное повествование, а череда набросков, фресок, инсталляций и клипов из Средневековья, атмосферу которого создают прежде всего очень красивые и детально проработанные костюмы.

Но пафос и эмоциональный накал оперы то и дело постоянно перебиваются нарочитыми публичными перестановками и переодеваниями. То рабочие сцены нарочито публично устанавливают деревянные резные троны для короля Франции из династии Валуа Карла VII и его официальной фаворитки Агнесы Сорель. То одевальщицы будут помогать Иоанне облачиться в красную рубаху на казнь. Даже молодой рыцарь Лионель, в которого по воле рока влюблена Иоанна, эффектно погибает на копьях врага и тут же, как ни в чем не бывало, встает с оттенком усталой обреченности и деловито отправляется за кулисы. Ничего не скажешь, как кроме: game over.

Роскошная grand opera редко ставится, хотя Чайковский вложил в эту работу очень много сил

Получилась, конечно, броская презентация о Жанне д'Арк. Но жаль, что постановщики не нашли или сознательно оставили за рамками спектакля те созвучия с сегодняшнем днем, что даже не таятся в глубинах, а лежат на поверхности партитуры. И декларируемый отказ от имеющихся в оригинале балетных номеров ради концентрации на драматической линии сюжета ничего не прибавляет. Разве что очевидно: танцы на лестнице, занимающей все сценическое пространство, вещь проблематичная.

Кстати, музыкальная ткань спектакля рвется так же, как сценическое повествование. Оркестр то поднимается до эпическо-вагнеровских высот и вершин подлинно лирических красот Чайковского, то страдает от элементарного технического брака и ансамблевых расхождений. При этом хор, у коего в этой опере максимально масштабные задачи, оказался достоин серьезных профессиональных комплиментов. Хотя ему, как и всем певцам, приходится непросто. Особенно Екатерине Лукаш, исполнительнице титульной роли. Эта партия не для ее вокальной природы, а посему почти все кульминации проходят на грани нервного и голосового срыва.

Идеальное попадание в образ и музыкально, и актерски продемонстрировали Мария Макеева (Агнеса) и Андрей Батуркин (Дюнуа). А вот Кириллу Золочевскому (Карл VII) не хватило вокального мастерства для королевской партии, а еще и харизмы, которой недоставало и Евгению Качуровскому (Лионель). Певцы, живущие по принципу "театр - дом", как бы намекали, что исполнительское качество - дело наживное.