"Мертвые зоны" ликвидируют: новый законопроект сделает интернет доступнее в селах и на ключевых трассах

Ранее на сельских территориях и на отдельных участках автомобильных дорог могло работать покрытие не всех мобильных операторов, так как каждая компания устанавливала собственный передатчик, даже если рядом уже стояла базовая станция (БС) другого оператора. Из-за этого абоненты некоторых операторов не получали доступа к связи и интернету и не могли пользоваться сервисами. Также это затрудняло работу экстренных служб.
В Минцифры рассказали, что на территориях малонаселенных пунктов и участках дорог с невысокой интенсивностью движения экономически нецелесообразно всем операторам устанавливать свои базовые станции в связи с низкой окупаемостью. Поэтому в законе "О связи" закреплена возможность совместного использования оборудования.
Так, поправки предусматривают, что Минцифры и Минтранс сформируют перечень территорий, где связь есть не у всех крупных операторов. Компании, не имеющие там собственных базовых станций, обязаны в течение 30 дней запросить доступ к инфраструктуре "донора", а тот должен предоставить свое оборудование для совместного использования.
Договор, который заключат операторы, будет содержать в том числе порядок взаиморасчетов и размер оплаты за использование сети.
"Оператор, присутствующий в не менее чем 2/3 субъектах России, обязан предоставить доступ к своим базовым станциям, если он оказывает услуги в населенном пункте с численностью менее одной тысячи человек или на участке федеральной автотрассы, где в настоящее время нет покрытия всеми четырьмя крупными операторами связи и если подтверждена техническая возможность совместного использования базовых станций", - указывают в пресс-службе Минцифры.
В ведомстве добавляют, что мера сделает доступнее телеком-услуги, операторы смогут эффективнее использовать парк существующего оборудования, а телеком-компании не будут нести дополнительных затрат при решении актуальной задачи покрытия федеральных трасс и малонаселенных пунктов.
"Важное уточнение, которое внесли ко второму чтению: изначально мера была нацелена на малонаселенные пункты, но теперь ее действие распространили и на автодороги. Это значит, что "мертвые зоны" и неуверенный прием сигнала будут ликвидироваться не только в деревнях и селах, но и на ключевых трассах", - рассказал председатель IT-комитета Госдумы Сергей Боярский.
Так, жителям не нужно ждать, пока каждый оператор в одиночку дотянет свою сеть - инфраструктура будет использоваться рациональнее.
Важно, что операторы по взаимной договоренности давно практикуют совместное использование сети радиодоступа при реализации транспортных, инфраструктурных и социальных проектов. В пресс-службе МТС отмечают, что совместное использование инфраструктуры позволит операторам быстрее и эффективнее выполнять обязательства по покрытию федеральных автотрасс и малых населенных пунктов.
"Предлагаемые изменения упорядочивают действующие практики взаимодействия между операторами. Закон позволит государству определять приоритетные локации, где необходимо обеспечить присутствие связи всех крупных операторов, что в итоге повысит доступность услуг для пользователей", - добавляют в пресс-службе "Мегафон".
Леонид Коник, генеральный директор группы компаний ComNews объясняет, что сегодня сотовые компании почти везде договорились о совместном использовании базовых станций или даже частот. Он отмечает, что главная проблема в том, что тысячи километров федеральных автодорог, не говоря уже о региональных и меньшего статуса, в России не имеют доступа к электричеству. Поэтому там невозможно подключить базовую станцию - как одного оператора, так и совместно используемую.
"В этом году ГКРЧ уже исключила из обязательств сотовых операторов на 2025 год по покрытию более чем 1608 км федеральных автодорог М-5, М-8 и М-12. Если проблема энергообеспечения автодорог, хотя бы федеральных, не будет решена в кратчайшие сроки, то о лицензионных обязательствах всех операторов сетей LTE по охвату мобильным интернетом к 2031 году можно забыть: без связи останутся тысячи километров дорог федерального значения", - указывает Коник.
Он добавляет, что первые попытки покрыть сотовой связью все автодороги федерального значения были предприняты еще в 2013-2014 годах - голосовыми услугами в стандарте второго поколения. "Но и в то время идея разбивалась о невозможность запитать базовые станции электричеством, а делать это за счет дизель-генераторов очень дорого", - поясняет эксперт.

