"Это не больной, которому осталось жить полгода, а спортсмен с травмой мениска". Что будет с рынком лизинга после обвала в 2025 году

Российский рынок лизинга упал на 38 процентов, часть компаний закрылась
За девять месяцев 2025 года рынок лизинга сократился более чем на треть, а сегмент грузовых автомобилей - почти на 70%. Несмотря на это, большинство аналитиков ожидают восстановления в 2026 году.
Управлять таким автономным трактором можно прямо с планшета - даже не вставая с места
Управлять таким автономным трактором можно прямо с планшета - даже не вставая с места

По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", объем нового бизнеса на рынке лизинга снизился на 38%. Девять из десяти крупнейших сегментов показали отрицательную динамику. Лидером падения стал сегмент грузовых автомобилей с падением на 67%. При этом его доля в автолизинге сократилась с 58,8% до 38,8%. Главной причиной обвала аналитики называют высокие процентные ставки, которые привели к снижению спроса и платежеспособности бизнеса.

Кризис в автолизинге подтверждают и участники рынка. Вадим Филатов, совладелец и заместитель директора ПЭК, президент "АвтоГрузЭкс", связывает спад с замедлением деловой активности из-за высокой ключевой ставки.

По его словам, на данный момент ставки лизинга до сих пор находятся на уровне 23-24%, что делает приобретение новой грузовой техники нерентабельным для многих компаний. Филатов сообщил, что за январь - сентябрь 2025 года перевозчики вернули лизингодателям более 40 тысяч единиц техники, а часть игроков и вовсе покинула рынок.

Ситуацию комментируют и представители логистического бизнеса. Виталий Миронов, директор компании "Винвэй Логистикс" (член Альянса АСЕХ в Новороссийске), констатирует спад загрузки среди перевозчиков.

"Связано это с сокращением объемов грузов. Тут и санкции играют роль, и общий спад на рынке внешнеэкономической деятельности. А снижение объемов перевозок влечет за собой отказ перевозчиков от лизинга, так как предпринимателям часто не хватает заказов, чтобы гасить лизинговые платежи", - поясняет Миронов.

Он добавил, что пока не видит тенденций к увеличению объемов грузоперевозок. Соответственно, перевозчикам нет необходимости держать большой автопарк.

"Рынок автолизинга сегодня - это не больной, которому осталось жить полгода, а спортсмен с травмой мениска. Бежать не может, но при правильной терапии - снова встанет на ноги", - считает Сергей Колесников, совладелец финансовой компании "ДВК Финанс".

При этом он отмечает рост интереса клиентов к альтернативным схемам финансирования, таким как обратный лизинг, факторинг или комплексные кредитно-лизинговые решения.

Прогнозы на 2026 год

Аналитики "Эксперт РА" ожидают, что по итогам 2025 года рынок лизинга сократится на 45%, а объем нового бизнеса составит менее 2 трлн рублей. Однако в базовом сценарии агентство прогнозирует рост рынка лизинга в 2026 году на 15-20%. Эксперты признают, что рост будет ограничен рядом факторов: удорожанием транспорта из-за повышения утилизационного сбора и ужесточением налоговой политики.

Вадим Филатов также рассчитывает, что снижение ключевой ставки до 13%, которое прогнозирует Банк России, будет стимулировать рост деловой активности, объемов потребления. Это приведет к повышению спроса на грузоперевозки до 16% уже во втором полугодии 2026 года.

"Эти факторы, наряду с падением лизинговых ставок, позволят многим компаниям возобновить обновление автопарков", - рассчитывает Филатов.

Бизнес