Минцифры разработало правила применения мер контроля для иностранных маркетплейсов

Роскомнадзор сможет применять меры понуждения к иностранным цифровым платформам, работающим в России. Новый механизм позволит быстрее реагировать на нарушения требований закона о платформенной экономике. Такой проект постановления опубликован на портале публикации официальных правовых актов.

Документ устанавливает правила, по которым Роскомнадзор будет применять меры понуждения к иностранным цифровым платформам, работающим на российском рынке и включенным в специальный реестр.

Если цифровая платформа нарушает требования закона о платформенной экономике, профильный контрольный орган фиксирует нарушение и направляет материалы в Роскомнадзор в течение пяти рабочих дней. Основанием могут быть нарушения требований к работе платформ, алгоритмам, взаимодействию с пользователями и исполнению обязанностей, установленных профильным законом.

После получения информации Роскомнадзор в течение двадцати рабочих дней принимает решение о применении мер понуждения. В пресс-службе Минцифры рассказали, что это необходимо для установления прозрачного и формализованного порядка, по которому Роскомнадзор сможет принимать решения.

"Такой подход обеспечит защиту пользователей от нарушений их прав, недобросовестных практик и незаконного обращения с их данными, а также гарантирует соблюдение платформами требований российского законодательства", - отмечают в ведомстве.

Так, меры будут применяться при неисполнении закона о платформенной экономике. Среди нарушений, например, неверная информация о карточке товара, установление скидки за счет продавца и другие. Меры аналогичны установленным в законе "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории РФ" - запрет на размещение рекламы, частичное ограничение на доступ к ресурсу, запрет на поисковую выдачу ресурса и прочие.

Оператор посреднической платформы организовывает взаимодействие пользователей и партнеров на посреднической цифровой платформе. Это, например, маркетплейсы и агрегаторы такси.

Предполагаемые правила будут распространяться на операторов иностранных площадок, работающих в России, указывают в пресс-службе Минцифры.

Новые правила устанавливают: основания для принятия решения о применении мер понуждения, порядок рассмотрения поступивших сведений, взаимодействия с иностранным оператором и принятия решения о применении к нему мер, порядок уведомления иностранного оператора о принятом решении и взаимодействия с иными органами государственной власти.

В Минцифры добавляют, что на обычных граждан изменения не окажут негативного влияния.

Важно, что в документе прописан и обратный механизм. Если платформа устраняет нарушения и уведомляет об этом регулятора, контрольный орган проверяет информацию и принимает решение о прекращении мер воздействия.

"На российском рынке существуют иностранные платформы и агрегаторы, которые позволяют себе обходить регулирование и формируют благодатную почву для различных нарушений. Именно на этих платформах чаще всего можно столкнуться с контрафактом или с продукцией, содержащей запрещенные компоненты", - рассказал председатель общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) Олег Павлов.

Он объясняет, что подход к присутствию на российском рынке иностранных платформ должен быть единым. В российской юрисдикции не должно оставаться платформ, которые не выполняют требования российского законодательства и не создали для этого всех необходимых условий. Так, каждая компания должна иметь свое представительство на территории России.

По мнению президента АКИТ Артема Соколова, потребитель должен быть одинаково защищен вне зависимости от того, к какой юрисдикции относится платформа. Он указывает, что у интернета нет границ, если платформы доставляют товар из любой точки мира, значит, должна быть и возможность выражать претензии продавцу, возвращать товар, получать замену. Поэтому требования закона о платформенной экономике после его вступления в силу будут распространяться и на иностранных участников рынка.

"Законом предусмотрено, что при соответствующем размере аудитории зарубежные площадки включаются в реестр цифровых платформ и для них наступает обязанность по "приземлению" - они должны создать в России свое представительство. На них распространяются все нормы закона и меры воздействия при нарушениях, вплоть до блокировки сайтов", - отмечает эксперт.

Таким образом создаются не только равные конкурентные условия для российских и иностранных цифровых платформ, но и обеспечиваются в полной мере права российских потребителей и защита их персональных данных.

В пресс-службе Ассоциации цифровых платформ (АЦП) указывают, что закон о платформенной экономике устанавливает единые правила для всех участников рынка. Поэтому механизмы контроля за соблюдением правил должны распространяться на всех игроков.

Для добросовестных зарубежных маркетплейсов, уже работающих в правовом поле, принципиально ничего не изменится. Речь идет о выравнивании условий.

В целом единые правила для всех участников способствуют здоровой конкуренции и предсказуемости рынка. Потребители и продавцы получают понятные условия работы вне зависимости от того, на какой площадке они взаимодействуют, отмечают в пресс-службе АЦП.

"Государство обязано иметь арсенал средств защиты интересов граждан и общества в таких ситуациях. Представляется, что сегодня Роскомнадзор имеет достаточные технические ресурсы для реализации мер принуждения. Более того, до вступления в силу Закона о платформенной экономике еще есть время - почти год - для усиления таких ресурсов и отлаживания процедур", - рассказал заместитель директора Института исследований национального и сравнительного права НИУ ВШЭ Олег Москвитин.

Например, текущий опыт с популярными мессенджерами и одной из интернет-платформ показал техническую готовность Роскомнадзора к серьезным блокировкам.

"Конечно, блокировки можно обойти с помощью VPN, но в целом работа нарушителей существенно осложняется", - заключает эксперт.