
Выставка "Августейшие куклы" (кураторы Екатерина Лисицына и коллекционер Диана Панская) в ГМИИ им. А.С.Пушкина прекрасна, как рождественский подарок. В ней есть тайна и загадки прошлого, обаяние старинной детской комнаты и домашнего театра. Она возвращает нас в чужое детство и пробуждает воспоминания о собственном. Она соединяет механические куклы, умеющие петь и танцевать, и даже, кажется, ездить на велосипеде, с картинками в модных журналах, портретами детей, написанных Валентином Серовым и Зинаидой Серебряковой. А игрушечную железную дорогу (в исполнении той самой фирмы Märklin, у которой заказывал игрушки царский двор) - с кукольным театром "Гран-гиньоль", что был подарен царевичу Алексею Романову. Сделанные по заказу, куклы, говорят, сохраняли сходство с некоторыми придворными. Но сражают наповал не сабелька и военный костюм для царевича, а французские бульдоги в натуральную величину из папье-маше, умеющие поворачивать голову. Бульдоги расположились перед диваном, что в центре одного из залов, и смотрят они не сказать, чтобы доброжелательно.
Многосложный этот проект, в котором участвуют крупнейшие музеи, от Эрмитажа до ГИМа, от "Царского Села" до Политехнического, получил еще и куклы из частных коллекций. Бессловесная кукла оказалась идеальным носителем и хранителем информации: не только о модах, но и об отношении к детям и детству, об индустрии игрушек.
Королем кукол считался Эмиля Жюмо, который на своей фабрике в Монтрё с 1873 года наладил производство не только красавиц с фарфоровыми лицами, но и одежду, аксессуары и мебель для кукольного дома, включая плиты, зеркала, кастрюли. Его куклы, похоже, обходили на Всемирных выставках продукцию Франсуа Готье и Леона Казимира Брю, который научил кукол улыбаться. Словом, это история не только о куклах и их августейших обладательницах, но и о весьма доходном бизнесе. С французами, как всегда, шли нос в нос немцы, а за ними подтянулись и наши. На выставке впечатляют кукольные сервизы не только лиможского и мейсенского фарфора, но и чайные и обеденные сервизы для кукол, произведенные на заводах братьев Корниловых и М.С.Кузнецова.
Так кукла оказалась не только лучшим (и баснословно дорогим) подарком в позапрошлом веке, но и чудесной проводницей (нет, не Беатриче - Данте не простил бы такой вольности) в повседневную историю XIX века и рубежа XIX-XX веков, когда мир детства был открыт как новая земля постаревшего человечества, а педагогика грозила стать царицей наук. Но вообще-то все началось гораздо раньше, в век Просвещения, с Жан-Жака Руссо, который догадался, что дети и взрослые - с разных планет и детские игры и школьные уроки не то же самое, что муштра солдатиков, пусть и игрушечных. Ребенок как существо, заслуживающее внимания, любви и заботы, обладающее своим достоинством и правом на его уважение, вошел вначале в литературу, а затем потихоньку и в жизнь. Надо ли говорить, что право на детство получили не мальчишки, работавшие на побегушках в трактирах и в лавках, на мануфактурах или барских дворах с 7-8 лет, а дети других сословий, имевших доход и возможности баловать отпрысков?
Трудно сказать, когда именно куклы вышли из детской и двинулись в дипломатию, но на выставке есть чудесный пример их участия в большой политике. Восемь кукол в костюмах народов Российской империи были созданы в связи визитом во Францию в 1896 году императора Николая II и подарены его семейству. Нельзя не заметить, что на материал к народным костюмам мастера не поскупились: золотная нить и атласные ленты, бисер и искусственный жемчуг, вышивки и роспись акварелью - "простонародные" куклы в таком исполнении были поистине царским сокровищем.
Этот интерес к этнографическим костюмам был вполне в духе времени. Если захотите узнать, как одевались крестьянки в Бретани, пастушки в Тюрингии, крестьянки в Могилевской или Калужской губернии, как выглядели прялки, кички, то выставка "Августейших кукол" вам в помощь.
Кроме дипломатов кукол полюбили писатели. Сюжет ожившей куклы, который увлек и Бернарда Шоу в "Пигмалионе", и Юрия Олешу в "Трех толстяках", стал одним из самых популярных. Другая линия - бесчувственного манекена появлялась у романтиков. И автор "Черной курицы…" Антон Погорельский известен еще и как автор новеллы "Пагубные последствия необузданного воображения", напечатанной в сборнике "Двойник…" 1828 года. История душераздирающая - о том, как приятель рассказчика женился на кукле.
Если почитать ее описание Антоном Погорельским, то понять приятеля можно: "…Я увидел сидящую у окна девушку и в самом деле изумился. Никогда даже воображению моему не представлялась такая красавица.(...) Черные волосы небрежными кудрями упадали на плечи, белые, как каррарский мрамор. Ангельская невинность блистала в ее взорах. Нет, ни гений Рафаэля, ни пламенная кисть Корреджия - живописца Граций, ни вдохновенный резец неизвестного ваятеля Медицейской Венеры никогда не производили такого лица, такого стана, такого собрания прелестей неизъяснимых". В общем, Рафаэль отдыхает…
Если учесть, что на дворе стоял 1828 год, а описанная история происходила в Дрездене, можно живо вообразить, какое потрясение чувств производили первые модные куклы с фарфоровыми личиками на впечатлительных литераторов. Сравнить их со своими впечатлениями от кукол на выставке в Пушкинском очень рекомендуется.
Кстати
Выставка "Августейшие куклы" в ГМИИ им. А.С.Пушкина, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков (Волхонка, 14) продлится до 9 марта.
Цена билета на выставку - 1200 руб., льготные билеты - 600 руб. Аудиогид - 500 руб.