
Для вас Урал - родной край. Это помогало в работе над книгой?
Аня Кендель: Конечно. Мы выросли в поселке Первомайском, это небольшой поселок на юге Урала, окруженный березовыми лесами, знакомыми нам с детства. В снежные зимы от нашего подъезда можно было дойти до леса прямо на лыжах. И наша любовь к книгам о природе, пейзажам и рисованию животных тоже из детства.
Варя Кендель: Мы вообще любим путешествовать. Все, что увидели своими глазами, - самый важный источник вдохновения. Радостно, когда есть возможность поделиться им с читателями.
Но Урал огромен, вряд ли вам удалось побывать всюду...
Варя Кендель: Обойти весь Урал действительно невероятно сложно. Мечтаем побывать еще во многих местах севернее родного Южного Урала. Но есть одно место, куда почти никто не добирается, а у нас получилось, - это природный парк "Ингилор". От Салехарда до него десять часов на вездеходе! Там разводят реликтовых животных, ровесников мамонтов - овцебыков. Даже увидеть их даже в этом парке - редкая удача, но Ане повезло. Так они и появились в книге - по живым впечатлениям.
Много открытий помогла вам сделать работа над книгой?
Аня Кендель: Олег Чегодаев, с огромной любовью делившийся своими наблюдениями и впечатлениями, вдохновил нас на новые путешествия по Уралу. Переписывались с учеными, скажем, работая над страницами про ледники Урала. Гляциолог Михаил Иванов прочитал нам по телефону целую лекцию об исследователях ледников. Это очень помогло нам при рисовании.
У вас уже выходила книга "Смотри: Байкал!". Сложно работать над такими проектами?
Аня Кендель: Сложностей хватает. Мы ведь в этих проектах не только как художники, но и как "авторы сценария". Продумываем вместе с командой, выстраиваем "читательский маршрут" - как сделать книгу интересной для ребенка. Хочется рассказать обо всем, сложнее всего исключать какие-то темы. Приходится много путешествовать самим, но это приятные трудности: что может быть лучше командировки с туристическим рюкзаком.
Долго рисовать такую книгу-путешествие?
Варя Кендель: Над книгой про Байкал мы с командой издательства работали четыре года. Аня за это время трижды ездила, прожила там девять месяцев. А вот само рисование заняло месяца три или четыре.
Аня Кендель: Далеко не все что рисуется, появится в книге. Зато на каждом развороте у нас спрятаны ящерицы, даже на зимних пейзажах или в местах, где они уже не водятся. Ищите их в тенях, камнях и снежных узорах - такая игра для самых внимательных.

Для вас есть разница - рисовать книгу для детей или для взрослых?
Аня Кендель: Важнее всего для нас разобраться, наша это история или нет, насколько она волнует нас самих. Дело не в возрасте читателей. И для поэзии Серебряного века, и для "Записок охотника", и для "Белого Клыка", и для "Пса Поэта" Патриции МакЛахлан у нас был свой творческий ключик, особенный для каждой книги.
Однажды знаменитый художник Виктор Чижиков сказал мне в интервью: чтобы иллюстрировать книги для детей, желательно быть добрым. Согласны?
Варя Кендель: Чтобы получалось правдиво и весело, и грустно, нужно быть и добрым, и чутким. Еще важно, наверное, сохранять в себе ребенка. Это и в творчестве помогает. Рисование не должно быть рутиной, иначе читатель ничего не почувствует.
Несмотря на свой юный возраст, вы уже очень популярны как иллюстраторы. Международными проектами сейчас заняты?
Аня Кендель: Мы сотрудничаем с агентством из Южной Кореи, иногда делаем что-то для их заказчиков. Ждем выхода в Китае книги Shen Shixi - про лис. Сейчас там работают над ее продвижением. Конечно, интересно, как примет книгу китайский читатель.