
Как заявил президент ФоРГО Константин Костин, фундаментом для взаимодействия между Россией и странами Центральной Азии является историко-культурная общность. Совместная история, совместное развитие, русский язык и широко представленные образовательные программы - это очень серьезная база, которая позволяет говорить если не об эксклюзивности, то во всяком случае о серьезной основе для новых проектов. Кроме того, в регионе сохраняется определенное разделение труда, доставшееся в наследство от СССР, а в последние десятилетия переросшее в экономическую взаимодополняемость. В то же время Костин подчеркнул, что уровень сотрудничества России и стран Центральной Азии растет несколько стихийно, и это не может не ставить перед руководством государств серьезные вопросы, в том числе в сфере миграции, которые нужно решать последовательно и закреплять достигнутый прогресс.
"С точки зрения трудовой миграции наши интересы с интересами стран Центральной Азии совпадают", - развил эту тему руководитель научного совета ЦПК Алексей Чеснаков.
Он отметил, что обе стороны заинтересованы в том, чтобы миграция продолжалась, но носила цивилизованный характер. Для России это, очевидным образом, снизит нагрузку на социальную инфраструктуру, а странам региона позволит и в дальнейшем рассчитывать на поступление денег в экономику за счет переводов от уехавших на заработки. По словам эксперта, особенно влияние этого источника чувствуется в Киргизии, где доля поступлений от работающих за рубежом граждан составляет около 16% ВВП, а также в Таджикистане, где она достигает 40%.
Как обратил внимание заведующий кафедрой политологии Финансового университета Константин Симонов, суммарный ВВП пяти стран центральной Азии по оценкам Всемирного Банка составляет около 500 миллиардов долларов.
"Потенциал экономического развития огромен, есть куда стремиться, в том числе с участием России", - сказал он.
При этом политолог обратил внимание на то, что развитие стран региона идет неравномерно. Существует и определенная асинхронность их работы в интеграционных объединениях, таких как ЕАЭС. В последние годы между Россией и странами Центральной Азии резко вырос товарооборот, но это стало не следствием последовательной экономической политики, а вызвано сугубо конъюнктурными факторами, в первую очередь за счет параллельного импорта. В то же время это говорит о том, что экономические отношения обладают достаточной гибкостью, чтобы подстроиться даже к таким жестким условиям.
Эксперты представили три варианта развития отношений между Россией и странами региона к 2030 году. В первом (и наиболее вероятном) "инерционном" сценарии сохраняются текущие тенденции, остаются в силе действующие форматы работы, экономическое сотрудничество укрепляется, но не выходит на новый уровень.
Менее вероятный сценарий - позитивный. В нем к 2030 году в Центральной Азии сформировалось бы единое торговое пространство, воплотились бы в жизнь крупные, в первую очередь логистические, проекты, а товарооборот бы рос на 8-10% в год с увеличением доли несырьевой продукции. Однако это может вызвать серьезное противодействие от других игроков, имеющих интересы в регионе.
Наименее вероятный, но не совсем невообразимый сценарий - фрагментация и стагнация пространства Центральной Азии из-за перекрытия логистических каналов и санкционного давления. Это, по мнению экспертов, будет сопровождаться ростом экстремизма и нелегальной миграции, оттоком инвестиций из региона и сменой национальных элит.
"Во всех трех траекториях статус ЕАЭС и СНГ выступает маркером будущего интеграционного контура: сохранение без изменений - признак инерции; углубление - признак позитивного пути; эрозия - признак фрагментации. Первые изменения в институтах будут указывать на реальный поворот сценария раньше, чем макроэкономические показатели", - пишут эксперты в докладе.