
Каких только версий этого абсолютного шедевра Пезарского лебедя не видали мировые оперные подмостки почти за 210 лет его театрального бытования с момента премьеры 16 февраля 1816 года на сцене римского Teatro Argentina. Герои "Севильского цирюльника" оказывались и в викторианской эпохе, и отправлялись на Дикий Запад, и кутили в наркоманских притонах Нью-Йорка, и устраивали мафиозные разборки в различных городах планеты, и просто получали удовольствие от жизни под небом Парижа и солнцем Сицилии…
Трансформаций было и еще точно будет всякое множество. Если не только читать строки либретто по комедии Бомарше, которое, надо признать, композитор выбрал по принуждению, ибо оно уже было одобрено цензурой, а он торопился завершить работу к оговоренному сроку и в итоге написал свою самую знаменитую оперу за рекордные 13 дней, но и расслышать феноменальную музыку, очевидно, что это отнюдь не пуританская история. А дерзкий и современный (для своего времени) рассказ, конечно, о любви двух молодых людей. Но не только о ней. Еще об умении шутить и о жизнелюбии, ибо автор этой оперы, как никто, ценил и любил жизнь.
Этот дуализм, в основе которого гедонистическая философия, очень точно уловил режиссер Сергей Широков в тандеме со сценографом и художником Иваном Складчиковым. У них получился красивый, умный, тонкий спектакль, где роскошные исторические наряды в стиле Испании XVIII века с фантасмагорическими париками и максимально сложным гримом персонажей соседствуют с легким юмором из дня сегодняшнего, без коего не может быть настоящей лирической комедии. Здесь неожиданно, но вполне изящно возникает крошечный эпизод-модуляция с оттенком провокации, что сработала на миллион процентов не только в спектакле, но и за его пределами.
Речь об эпизоде, когда между гармониями Россини, как радиопомеха в эфире или прорыв подсознания в реальность, прозвучала реплика из суперхита отечественного шоу-бизнеса "За деньги - да" авторства Дарьи Еропкиной, известной под вызывающим псевдонимом Instasamka… При этом в целом опера идет привычным чередом. Приглашенный дирижер Юрий Медяник ведет спектакль в классическом стиле, но используя все же порой слишком сдержанные оркестровые приемы, не всегда уделяя должное внимание как фирменным динамическим оттенкам Россини, полным, с одной стороны, романтического настроения, а с другой, остроумия, так и к вокальным потребностям солистов.
Но постановка сверкает всеми гранями ситуативной комедии, дуэтами и отточенным взаимодействием персонажей между собой на сцене и с публикой в зале. Между певцами на протяжении всего спектакля ощущается впечатляющая "химия". И все происходящее удачно соотносится с инфантильным образом Розины (Гульнара Валеева), этакой Барби с розовыми ресницами-опахалами, мечтающей не столько о любви, сколько о богатстве, дарящем свободу. Или опекуном Розины доктором Бартоло (Рим Рахимов) - человеком редкой скупости. Молодой граф Альмавива (Ильдар Рахимов), влюбленный в Розину, - пастозный бонвиван. Цирюльник Фигаро (Ян Лейше), давний друг графа, - краснобай, весельчак и хитрован. Есть еще и Дон Базилио (Аскар Абдразаков) - учитель музыки, который обучает воспитанницу Бартоло Розину пению. Его Россини характеризует не просто ханжой и лицемером, а считает "идеологом подлости", награждая знаменитой арией о клевете La calunnia. И тут вполне логично и мотивированно Розина в начале оперы поет свою шлягерную каватину Una voce poco fa о зарождающемся любовном чувстве, а ближе к финалу, уже после уроков "музыки", - ту самую шутку о том, что "За деньги - да"…
Саркастическую фантазию длиной в полторы минуты на премьере зал встретил смехом и аплодисментами. Вообще, это вполне классическая традиция: в постановке комической оперы появление чего-то актуального и остроумного, понятного для локальной аудитории. Но вдруг после представления, уже за пределами театра, развернулась дискуссия о том, "что такое хорошо и что такое плохо"… И премьера в одночасье стала самой знаменитой и интригующей оперной постановкой года.