Российская телеком-отрасль переходит к полному импортозамещению оборудования

На круглом столе в "Российской газете" эксперты и представители сферы обсудили особенности формирования отечественной базы телеком-оборудования и перспективы выхода на международный рынок. По оценкам экспертов, до конца 2035 года необходимо не менее 700 тысяч единиц оборудования для связи.
У операторов есть потребность в 700 тысячах отечественных базовых станциях до 2035 года.
У операторов есть потребность в 700 тысячах отечественных базовых станциях до 2035 года. / Александр Корольков

В ИЦК "Мобильная связь" общую потребность операторов в отечественных базовых станциях (БС) оценивают в 700 тысяч до 2035 года, рассказала Алеся Мамчур, вице-президент - директор по стратегическому развитию "Ростелекома". Мамчур отметила, что если пять лет назад был только один потенциальный производитель БС в России и все на него смотрели очень скептически, то сейчас производством этого класса оборудования занимается уже пять вендоров.

"ИЦК "Мобильная связь" объединяет на своей площадке как операторов мобильной связи - всех крупных игроков, так и представителей нового рынка, который создавался с 2022 года - разработчиков и производителей телеком-оборудования. Шла непростая работа с учетом заложенной внутри конфликтной точки, которую нам удалось преодолеть очень достойно. На мой взгляд, это говорит о действительно высоком уровне развития российского телеком-рынка, где конкуренция имеет очень острый - эпичный - характер, но не мешает договариваться в критических ситуациях", - уточняет Мамчур.

При этом компании-конкуренты научились договариваться, площадкой для этого как раз стал ИЦК. "В 2022 году мы остались без многолетних поставщиков, один на один с проблемой - в России просто отсутствовало производство оборудования и ПО для критически важных нам технологий LTE (4G). В ИЦК мы объединили усилия всех заинтересованных сторон, что сразу отмело подковерную борьбу. Нам всем было нужно не соревнование амбиций, а реальное оборудование, которое можно поставить на сеть, и как можно быстрее", - говорит Мамчур.

"Пару недель назад мы завершили работу по согласованию ИТ-ландшафта между сообществом операторов связи. Поскольку для достижения технологического суверенитета не меньшее значение, чем железо, имеет софт. Думаю, в ближайшее время мы представим общественности наше видение, как операторы представляют этот ландшафт, какие у нас есть незакрытые потребности, и, соответственно, есть ниши для новых разработчиков", - отметила Мамчур.

Операторы мобильной и фиксированной связи совместно определили, какое еще отечественное ПО и решения им нужны для технологических и бизнес-процессов. Для отечественных разработчиков и вендоров есть большие ниши, которые только предстоит освоить. Расширение разработки и производства потенциально может дать стране новые высокотехнологичные рабочие места и порядка ста миллиардов налоговых выплат.

Операторы связи совместно определили, какие еще отечественные решения и ПО нужны для технологических и бизнес-процессов

На рынке достаточно быстро появляются перспективные отечественные решения, которые поддерживаются операторами связи. Так, в декабре прошлого года МТС объявила о вводе в опытную эксплуатацию на своей действующей сети в 37 регионах России отечественных базовых станций стандарта LTE, произведенных компанией "ИРТЕЯ". Это первый в России проект по разработке, производству и запуску в эксплуатацию в реальных условиях базовых станций LTE отечественного производства. К началу этого года оператор установил и запустил в опытно-коммерческую эксплуатацию базовые станции LTE 800 и LTE 1800.

"Но все мы прекрасно понимаем, что вопрос создания суверенной инфраструктуры в телекоме и импортозамещения - это не частный вопрос операторов, их решений и стратегии. Это отраслевая, даже межотраслевая задача, которую невозможно решить без участия государства, без создания стимулов для отечественных производителей", - рассказал вице-президент МТС Андрей Рего.

Он добавляет, что правительство, как в лице Минцифры, так и со стороны Минпромторга, прикладывает усилия для скорейшего внедрения отечественного оборудования и решений, необходимых для создания суверенитета критической информационной инфраструктуры.

При этом, по его словам, требуется - как на уровне регуляторных механизмов, так и на уровне стимулирующих мер поддержки - обеспечить операторам и вендорам режим благоприятствования в реализации этих целей. В частности, выработать финансовые механизмы государственной поддержки и обеспечить более гибкие сбалансированные подходы по срокам перехода на отечественное оборудование.

Кроме того, в отрасли заметна схожая проблема с нехваткой мощностей как у производителей аппаратуры, так и у производителей электронных компонентов.

Гульнара Хасьянова, гендиректор "Микрон", рассказала, что до 70% активной электронной компонентной базы и свыше 80% пассивной электронной компонентной базы можно было бы заменить и уже применить прямо сейчас. При этом созревают вопросы, связанные со стоимостями, потому что рынок телеком-оборудования небольшой, на нем только появляются первые производители.

Важно, что уже сложилась полная цепочка взаимодействия от оператора до производителя, которую наладил регулятор. Были поставлены требования по выделению частот и лицензионные требования о применении отечественного оборудования. После этого операторы начали формировать своего производителя, либо искать на рынке.

Хасьянова объясняет, чем больше объем рынка у производителя электронной аппаратуры, тем больше будет расти рынок производителя электронной компонентной базы. И тем она будет дешевле, поскольку все зависит от объема. По ее мнению, для развития направления нужно, чтобы требования к фиксированной связи стали аналогичными, как и к мобильной - в классе оборудования для проводной связи в России много производителей.

При выходе на международные рынки компании сталкиваются с единой проблемой - отсутствием местной оценки и экспертизы

При этом представители рынка говорят и о высоких требованиях операторов к отечественной продукции как по качеству и техническим характеристикам, так и по стоимостному диапазону. Есть "задел" на то, чтобы создавать высокотехнологичные решения, с которыми можно будет выйти на международный рынок.

"Телекоммуникационный рынок - это высокотехнологичный рынок, в мире больше туда никого не пускают, там есть порядка десяти стран. И сейчас мы видим, что, в том числе с начала специальной военной операции, другие страны обращают на него внимание и хотят участвовать в таких рынках, как рынок микроэлектроники и телекоммуникаций. И поэтому здесь преимущество в том, что Россия сама управляет своим оборудованием - компании самостоятельно его разработали и могут давать определенные права, чтобы государство, которое его покупает, могло контролировать свою инфраструктуру", - отмечает Хасьянова.

В выходе на международные рынки эксперты отмечают основную проблему - отсутствие местной оценки. Есть страны, где не хватает специальных консультантов, которые могли бы разбираться в особенностях развития рынка связи в конкретном государстве.

"Приходить на рынки развивающихся стран не страшно и намного проще по взаимодействию. Там, скорее, другая проблема - отсутствие экспертизы. У нас в ряде случаев просто не хватает людей. Приходим на рынок, там лояльные люди, частные деньги - их не беспокоит, что вендор из России. Но своих компетенций у них нет", - рассказал вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса НТЦ "Протей" Владимир Фрейнкман.

Он говорит, что в случае с китайскими поставщиками в страну "высаживается десант" из 20-30-50 человек, которые помогают выстраивать сеть на протяжении трех-четырех лет. В этом случае российским игрокам проще работать с операторами, у которых есть своя экспертиза.

"И еще один момент - деньги. Например, Китай, выводя из санкционного списка отрасль целиком, организовал передачу части знаний компаний третьего-четвертого уровня. И вместо привычных компаний на рынке появилось еще три-четыре игрока китайского происхождения, которые поставляют пока что сырые решения, но двигаются они достаточно агрессивно, приходя на рынок с китайскими деньгами", - объясняет эксперт.

Он добавляет, что, когда компания давно развивала африканский проект, в стране был один телефон на семью. Сейчас все поменялось, и выход на рынок требует инвестиций, "заемных" денег, кредитов от вендора или государства, из которого приходит поставщик.

Официально

В Минцифры рассказали, что российские операторы мобильной и фиксированной связи ведут активную работу по переходу на отечественное оборудование.

Постепенное замещение установленного оборудования необходимо как для обеспечения стабильной работы сетей мобильной связи на фоне ухода зарубежных производителей, так и во избежание перегрузок сетей на фоне постоянно растущего трафика абонентов. К 2028 году российские операторы связи планируют заместить 80% иностранного оборудования.

Минцифры России в ходе работы по стимулированию спроса на российскую радиоэлектронную продукцию реализует комплекс мероприятий по разработке технологии базовых станций мобильной связи в рамках федерального проекта "Отечественные решения" национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Так, в 2025 году произведено более 3 тыс. отечественных базовых станций для поставки операторам связи. В 2026 году темпы производства увеличатся.

Кроме того, в рамках дорожной карты "Современные и перспективные сети мобильной связи" осуществляются мероприятия по созданию базовых станций для проекта по устранению цифрового неравенства. Так, за 2025 год было установлено и запущено свыше 1000 базовых станций в населенных пунктах с численностью 100-1000 человек.

Другим направлением в рамках дорожной карты является внедрение отечественного решения для ядра сети мобильной связи операторского класса. Решение уже готово к масштабированию в сетях операторов мобильной связи.

Активному переходу на отечественные решения также способствует увеличение количества производителей в реестре российской промышленной продукции. На данный момент уже как минимум четыре производителя базовых станций внесли свою продукцию в реестр.

Также отмечаем рост доли отечественных решений в сегменте фиксированной связи. Так, доля российских производителей на рынке уже сейчас составляет 25%, а, например, по оборудованию DWDM доля рынка уже более 30% и продолжает ежегодно увеличиваться. Поэтому важно продолжать работу по углублению локализации производства.