Комиссионные виражи: как рынок туризма принимает новые реалии

Сразу несколько игроков рынка гостиничного бронирования изменили условия для своих партнеров - владельцев гостиниц и посуточного жилья. В числе возможных факторов эксперты называют экономические реалии на рынке.

Усиление конкуренции

Разговоры об обоснованности изменения условий разгорелись после того, как 16 декабря "Яндекс Путешествия" сообщили о повышении комиссии для отельеров на 2%. Теперь базовая ставка комиссии на сервисе составит 17% (против 15% ранее). Компания объяснила это увеличением инвестиций в развитие сервиса.

"Повышение комиссии связано с инвестициями в развитие сервиса на фоне активного роста аудитории. Наша цель - даже в меняющихся условиях продолжать обеспечивать высокий уровень эффективности "Яндекс Путешествий" как канала продаж для отелей и посуточных объектов", - отметил представитель компании.

Ранее цены на свои услуги на 30% также повысила Bnovo- автоматизированная система управления для гостиниц и отелей. Среди других компаний, изменивших условия, - "Авито Путешествия", которые подняли цены за услуги продвижения домов, дач и коттеджей на 20%, объясняя это инвестициями в технологии и алгоритмы. А также сервис для управления посуточной недвижимостью RealtyCalendar.

По мнению бизнес-консультанта, эксперта по цифровым технологиям и управлению ИТ-проектами в гостиничном бизнесе и туризме, автора ТГ-канала "Про Бизнес" Якова Адамова, изменение условий рядом игроков открывает новые возможности конкуренции и наращивания собственной доли для тех, кто сохраняет условия прошлых тарифов. "На сегодняшний день вилка комиссий у тревел-консолидаторов находится на уровне 15-25 процентов", - отмечает он.

Как возможную причину повышения комиссий эксперты называют издержки, особенно в нынешних экономических условиях.

"Размер аудитории любого сервиса онлайн-бронирования отелей напрямую влияет на объем требуемых ресурсов для поддержки его работоспособности. Сюда входят расходы на эквайринг, техническое обеспечение, содействие развитию инфраструктуры. Все это напрямую отражается в стоимости сотрудничества с площадкой - в ее комиссии за привлеченную "отжитую" бронь. Кроме того, в эту же стоимость попадают изменения в налоговых исчислениях", - отмечает директор Союза электронной торговли, член Общественного совета при ФАС России Георгий Багирян.

С ним согласен директор Ассоциации туристических агрегаторов Александр Брагин. "Ситуация обусловлена экономическими реалиями, которые влияют на всех игроков туриндустрии. У нас сейчас хоть и замедляется, но пока сохраняется высокий уровень инфляции в стране, - отмечает он. - ЦБ ухудшил прогноз по инфляции на 2025 год до 6,5-7%. Со следующего года увеличивается налоговая нагрузка, ставка НДС повышается с 20% до 22%. Это неизбежно приводит к росту издержек для бизнеса".

Кроме того, дополнительных инвестиций требуют как индексация зарплат текущих сотрудников, так и расширение служб поддержки, улучшение качества продукта и технических возможностей платформ в условиях увеличившейся на них нагрузки из-за роста аудитории. Приоритет здесь - сохранять высокий уровень эффективности сервиса как для потребителей, так и для бизнес-партнеров. Поэтому некоторые агрегаторы вынуждены пересматривать тарифы на свои услуги".

Из-за инфляции растут и затраты отельеров при прямых продажах - маркетинг, модули бронирования, эквайринг и прочее. "По-прежнему, если вы не крупная сеть, затраты на прямое продвижение могут быть даже выше, - уверен эксперт. - И в большинстве своем отельеры это понимают. В сложившихся инфляционных процессах они и сами вынуждены периодически повышать цены на свои услуги, равно как и другие представители туриндустрии", - сказал Александр Брагин.

А платить за что?

Представители гостиничного рынка - гостиницы, глэмпинги, жилье посуточно и другие - привлекают гостей через разные каналы. В их числе: сайты и соцсети самих отелей, бронирования на стойке регистраций. Среди других каналов увеличения аудитории - тревел-агрегаторы, к которым относятся "Островок", "Яндекс Путешествия", "Т-Путешествия" и другие, а также туроператоры и корпоративное бронирование.

Каждый из этих способов привлечения имеет стоимость, которую владелец средства размещения вынужден платить. В случае, если отельер работает самостоятельно, это расходы на рекламу (SMM-каналы, таргетинг), эквайринг и пр. При работе с тревел-агрегаторами часть этих расходов перекладывается в комиссию за каждого гостя, проживавшего в отеле. При этом эффективность от выбора того или иного канала работы с гостем зависит от экономики каждого средства размещения.

"Хорошо, когда доля рекламных расходов бизнеса составляет меньше 10% от выручки. Для отеля это возможно, когда больше 50% продаж составляют продажи по так называемым бесплатным каналам. Речь идет о повторных гостях и органическом трафике на сайт, благодаря силе бренда. Например, трафик с рекламных каналов в "Точке Немо" составляет примерно 20-25%. И примерно 20% - продажи с агрегаторов", - отмечает Нина Синицына, основатель и соучредитель глэмпинга "Точка Немо"

Как развиваться далее?

Чтобы адаптироваться к новым условиям нужно пересмотреть текущую бизнес-модель, уверены эксперты. "Важный фактор, которым стоит руководствоваться всему бизнесу, работающему с онлайн-агрегаторами, - выбор эффективных партнеров. Необходимо оценивать соотношение приведенных клиентов или гостей и тех затрат, что они понесут даже после изменения условий", - отмечает Георгий Багирян.

С ним согласна Нина Синицына, которая говорит, что работать с агрегаторами особенно интересно средним и крупным объектам, поскольку для них это не только выход на дополнительные продажи, но и дополнительная витрина, которая позволяет делать объект более узнаваемым. Главное, по словам эксперта, - следить за тем, чтобы собственные каналы продаж, сайт, пиар и повторные гости также имели большую долю в выручке отеля.

Экономика