
Петербургский фестиваль, как и его титульный герой Сергей Дягилев, привлекает мультижанровостью своих интересов и профессиональной требовательностью, сотрудничеством с лучшими и умением увидеть лучших в начинающих и малоизвестных. С 2009 года, когда фестиваль прошел в первый раз, в его программе отметились Джон Ноймайер, Анжелен Прельжокаж, Матс Эк, Уэйн Макгрегор и многие другие. В сегодняшних условиях сохранять международный формат, открытость миру и соответствие актуальным тенденциям - задача повышенной сложности. Но петербуржцы упорно следуют выбранной линии, отвечая на призыв Дягилева, ставший девизом фестиваля: "Удиви меня!".
Программа нынешнего года стартовала "Весной священной" - знаковой для Дягилева партитурой, которую на этот раз интерпретировала Си Син. Китаянка - одно из недавних открытий танцевального мира. Россию с ней познакомил два года назад "Дягилев. P.S.", и теперь Си Син не просто участница фестиваля, но его сообщница, с которой на этот раз придуман необычный проект.

Вслед за "Весной священной", исполненной китайскими артистами, в вечере "Танцуем для Дягилева" она выступила сохореографом и соисполнителем одноактного спектакля "Лебеди", инспирированного петербуржцами. Дуэт с ней в обоих качествах составил худрук балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Максим Севагин, еще совсем недавно выступавший на фестивале в качестве начинающего хореографа. Теперь же их совместная работа стала одним из "гвоздей" программы. Мастер современного танца и чистый неоклассик нашли образ, многозначный и для китайской, и для русской культуры. Их взаимодействие явно оказалось непростым. Но символично, что в мире, зациклившемся на различиях, Си Синь и Севагин попытались найти общее и объединяющее.
Вечер "Танцуем для Дягилева" по традиции объединил российских и зарубежных хореографов. Кроме "Лебедей" он включал "Русский характер" - недавнюю премьеру московской продюсерской компании "MuzArts", и композицию Балета Каталонии в джазовом стиле "С тех пор, как я влюбился в тебя". В финале вечера худрук фестиваля Наталья Метелица объявила имя обладателя традиционного приза "Удиви меня!".
"За оригинальные творческие проекты, объединяющие различные национальные культуры в мире искусства", приз достался Вячеславу Самодурову - еще одному хореографу, входящему в круг постоянных героев фестиваля. "Дягилев. P.S." "запеленговал" его десять лет назад, в самом начале творческого пути, и неоднократно привозил его постановки из Екатеринбурга.
В этом году параллельно с танцевальными спектаклями Театра танца Си Син, Балета Каталонии, танцевальной компании Евы Дуды и Национального театра танца Венгрии, и южноафриканской труппы Мамелы Ньямзы руководители этих компаний давали мастер-классы. В программу фестиваля вошла также постановка оперы Моцарта "Похищение из сераля" Нижегородского оперного театра. Музыкальную составляющую дополнил вечер "XX век. Избранное", составленный из сочинений Прокофьева, Шостаковича, Гаврилина, Десятникова, Тищенко и других советских композиторов.
Важной частью нынешнего "Дягилев. P.S." стала кинопрограмма. Балет, еще недавно почти не попадавший в сферу интересов кино, сейчас все чаще оказывается на экране. Пока, правда, это не стало трендом в России, и три документальных фильма - о Михаиле Фокине, Вацлаве Нижинском и Тамаре Карсавиной - привезли из Беларуси.
Работа студии Impress Films, соединяющей игровые сцены и оживление балетных фотографий с помощью искусственного интеллекта, вызвала неоднозначную реакцию зрителей. Но ценность этим фильмам придает широчайшее привлечение балетных экспертов - из России, Беларуси, Европы и Америки. Российские документалисты таким погружением в историю нашего балета пока не отличаются.

Артефактом, который фактически продлит фестиваль "Дягилев. P.S." до весны, оказалась выставка "Пьер и сильфиды" в Музее театрального и музыкального искусства. Ее героем стал Пьер Лакотт, архив которого не так давно передала в дар музею его вдова Гилен Тесмар.
Выдающийся хореограф ХХ века осуществил то, о чем до него мечтали многие, начиная с Фокина: он попытался восстановить, как могли бы выглядеть на сцене легендарные балеты эпох романтизма. Ученик русских балерин Императорских театров, он с юности был увлечен старинным балетом и скрупулезно собирал все, что связано с жизнью великой Сильфиды - Марии Тальони. Сейчас в музейных залах помимо ее портретов и миниатюрной балетной туфельки выставлена знаменитая тетрадь с экзерсисом, который балерина проделывала ежедневно по четыре часа, добываясь неповторимого эффекта парения в воздухе, полета без приземленья. И там же можно увидеть, как эти упражнения проделывает современная танцовщица - солистка Мариинского театра Мария Ильюшкина.
Но Тальони - это один зал из трех, в которых разместилась выставка. Еще в одном - роскошная коллекция Лакотта, относящаяся к истории французского балета. Самый первый зал посвящен Пьеру и Гелен, хореографу и его музе, воплотившей его мечту на сцене и открывшей для него двери и в Парижскую оперу, и в Большой и Мариинский театры. Фестиваль "Дягилев. P.S." продолжает их дело в наши дни, не давая оборваться старым связям.
Выставка "Пьер и сильфиды" будет работать в Музее театрального и музыкального искусства на площади Островского до 5 апреля 2026 года.