В Мелихове творческий диалог ведут Антон Чехов и Исаак Левитан

Антон Павлович искренне любил природу средней полосы. Однажды, когда к писателю в Ялту приехал его большой друг Исаак Левитан, тот посетовал: "Север все-таки лучше русского юга, по крайней мере весною". Левитан тотчас же попросил картон и быстро написал этюд "Стога сена в лунную ночь". Этюд вставили в каминную нишу, и он всегда оставался перед глазами Антона Павловича. "У нас природа грустнее, лиричнее, левитанистее", - говорил автор "Вишневого сада".

Пересечений между Левитаном и Чеховым немало, поэтому посвященная диалогу двух мастеров новая выставка "Левитан и Чехов: поэтика пейзажа" в подмосковном Мелихове неслучайна. Это 24 этюда из собрания музея-заповедника, а также музея "Поленово" и частной коллекции Алексея Жилина. А высказывания о природе творчества и задачах искусства, фрагменты писем, отрывки из произведений, напечатанные на деревянных дощечках, "комментируют" этот диалог.

Проект разместился в новом выставочном пространстве в бывшем каретном сарае. Новое пространство, как и все в Мелихове, камерное. Но камерность эта обманчива: пройдя мелиховскими тропинками, "впечатление маленького исчезает", как говорил хозяин усадьбы. Сейчас здесь продолжается реконструкция: уже открылись после реставрации главный дом и мемориальный флигель "Чайка" - раньше флигель зимой и даже летом в дождливую погоду не открывали - теперь осмотреть его можно в любой сезон. Строится музейно-выставочный центр с фондохранилищем. Также закрыта на реставрацию "Амбулатория".

"Левитанистость" стала для Чехова камертоном художественной правды. Ведь оба - один в живописи, другой - в литературе, стремились к правде искусства - безусловной и честной. Чехов, когда его упрекали в излишней правдивости, часто приводил в пример Левитана, который никогда не приукрашал природу и действительность, и, рисуя дерево, "не брезговал изображать грязную кору и пожелтевшую листву". Левитан же считал лаконичные пейзажи в коротких чеховских рассказах верхом совершенства, восхищался их компактной выразительностью, когда всего лишь несколькими словами-мазками запечатлены мотив и настроение.

"Без раздела "Чехов и Левитан" не обходится ни одна биография писателя и художника, - рассказывает директор музея-заповедника Мелихово Анастасия Журавлева. - Чехов со свойственной ему проницательностью художника раньше критиков и историков искусств понял и раскрыл секрет притягательной силы левитановских пейзажей. Лирическое переживание, вызываемое ими, есть как бы узнавание, припоминание давно и много раз виденного, но теперь заново открываемое".

Дружба писателя и художника продолжалась всю их недолгую жизнь. Познакомились они в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1875 году. Семья любила принимать в доме начинающих художников. Как известно, брат писателя Николай Павлович был известным художником, а сестра Мария Павловна училась в Строгановском училище, где преподавали Коровин и Серов. Зато Чехов о своем неумении рисовать очень сожалел: "Какой же я подлец, что не умею рисовать".

Архив писем Левитана после его смерти был сожжен согласно его завещанию, поэтому писем Чехова к Левитану не сохранилось. Зато сохранилось 40 писем Левитана к Чехову. Многие работы Левитана до сих пор висят мелиховском доме: "На тяге" - в кабинете писателя, "Озеро Островно" - в гостиной. Теперь эта картина временно переехала на выставку. Во время своей поездки по Тверской губернии, Левитан остановился в имении "Горка" петербургского чиновника Петра Турчанинова. Там же вспыхнул роман Левитана с Анной Турчаниновой. Тонкая и лиричная "Река Истра" и вовсе "путешествовала" вслед за писателем - из Москвы в Мелихово, из Мелихово в Ялту.

Еще один лиричный пейзаж "Цветущие яблони" сохранил дарственную надпись и память еще об одной дружбе-влюбленности художника: "Милой деточке Анюрке. Старый хрыч Левитан". Дочери лечащего врача Левитана Анне Трояновской было на тот момент десять лет, а "хрычу" Левитану - 36.


Любопытно сравнить два этюда Левитана - более ранний "Въезд в деревню", где еще сильна "саврасовская техника", господствуют черные тени. И "Солнечный день. Дорога у деревни" - новое радостное звучание незатейливых примет деревенского пейзажа, залитых ярким солнечным светом. Пейзаж "Осенний лес" будто светится изнутри - здесь напитано светом все: и воздух, и деревья.

Этюд к знаменитой "Владимирке" занял также свое место на выставке. На пространстве маленького этюда, размером буквально 9 на 16 см, Левитан сумел выразить особенную затаенную грусть этого пейзажа. Это то самое Владимирское шоссе, политое слезами и кровью, по которому звякая кандалами проходили в Сибирь несчастные арестанты.

Кстати, выходя с выставки, не забудьте выглянуть в большое окно каретного сарая - вот он чеховско-левитановский пейзаж и еще одна рифма к дружбе двух гениев.