Угле-рельсовый баланс

Соглашениями угледобывающую отрасль не спасти, нужны другие системные решения
Исторически уголь - самый массовый груз для железных дорог. За последнее десятилетие доля угля в погрузке на сети РЖД выросла с 25 до 28%, а по итогам января-ноября 2025 года достигла 29%. При этом доля в грузообороте - порядка 40%.
Сергей Румянцев: РЖД как национальный перевозчик должны обеспечивать потребности экономики.
Сергей Румянцев: РЖД как национальный перевозчик должны обеспечивать потребности экономики. / Фото из корпоративного архива

Погрузка угля во внутреннем сообщении по итогам 11 месяцев 2025 года снизилась на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составила 133,8 млн тонн. Основная причина - сокращение спроса со стороны металлургии. При этом экспортные поставки угля, несмотря на внешние ограничения, выросли на 1,3 млн тонн, достигнув 162,9 млн тонн. Рост обеспечен за счет южного направления (увеличение на 30%, до 18,7 млн тонн - восстановление грузовой базы после снижения ставок перевалки на терминале ОТЭКО) и традиционного восточного (прирост на 5%, до 108 млн тонн). Общая рентабельность перевозок угля остается отрицательной (минус 21% по итогам шести месяцев 2025 года).

Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2024 года N 309, поставлена задача увеличить экспорт несырьевых неэнергетических грузов на две трети к 2030 году. РЖД как национальный перевозчик должны обеспечивать потребности экономики, учитывая эту задачу.

Угольная отрасль долгие годы является бенефициаром восточного направления. С 2013 по 2024 годы экспорт угля на Восток удвоился - до 111,5 млн тонн, а его доля в общем экспорте в этом направлении выросла с 59 до 73%. Это не дает возможности изменения структуры на грузы с высокой добавленной стоимостью.

РЖД выполняет обязательства по соглашению с Кемеровской областью. За 11 месяцев 2025 года экспорт угля из Кузбасса на Восток составил 49,3 млн тонн, что соответствует параметрам соглашения, а также уровню прошлого года.

Экспортные поставки угля, несмотря на внешние ограничения, выросли на 1,3 млн тонн, достигнув 162,9 млн тонн. Рост обеспечен за счет южного направления

Однако грузоотправители в силу разных причин не спешат предъявлять согласованные объемы: с начала года недопоставка составила 35,8 млн тонн, в том числе 13 млн тонн - на дефицитный по инфраструктуре Восток. Не выполняются и обязательства о 100%-ном использовании инновационных вагонов (с нагрузкой от 25 тонн на ось), хотя это тоже предусматривалось соглашением.

Какой вывод напрашивается: если формат соглашения не обязателен для выполнения угольными компаниями, значит, он недостаточно эффективен. Более того, подобная практика заключения соглашений создает искаженные инвестиционные сигналы для неугольных отраслей, что ставит под угрозу выполнение Указа Президента, снижает вклад в ВВП и ведет к недополучению доходов РЖД, необходимых для развития инфраструктуры.

Угольные компании указывают на рост железнодорожных тарифов, падение мировых цен и санкции, что влияет на рентабельность экспорта, а также на инфраструктурные ограничения. Но в то же время РЖД последовательно продолжает поддерживать отрасль. Средний тариф на перевозку угля остается одним из самых низких, скидки к базовому тарифу достигают 45%, что создает дополнительную нагрузку на финансовое состояние РЖД.

По мнению экспертов, одной из ключевых причин убыточности угольной отрасли в 2025 году стало укрепление рубля и рост ключевой ставки, увеличивающие стоимость кредитов. К слову сказать, совокупный объем заимствований РЖД более чем в два раза превышает долг всех угледобывающих предприятий на 1 октября 2025 года.

Для обеспечения конкурентоспособности в условиях низких цен необходимо смещать добычу к месторождениям, близким к рынкам сбыта

С начала этого года отрасли была предоставлена одна из самых масштабных программ поддержки: тут и меры по снижению фискальной нагрузки, и адресные субсидии, и приоритетный вывоз угля на Восток по соглашению с Кузбассом, и реструктуризация задолженности, и другие меры.

Ключевым фактором для финансовых результатов угольных компаний снова остается динамика спроса и цен на внешних рынках. В 2025 году мировой рынок угля стабилизировался после рекорда предыдущего года. По оценке Международного энергетического агентства (МЭА), мировой экспорт каменного угля может сократиться на 7%. Ситуацию усугубляет рост добычи в Китае (+2% за 10 месяцев), что вместе с накопленными запасами давит на цены.

Рентабельность экспортных поставок также снизилась для угольных компаний по всему миру, что привело к сокращению добычи в Индонезии, Австралии и Колумбии. Основное преимущество иностранных конкурентов - близость месторождений к морским портам, что снижает логистические издержки. Например, расстояние от Кузбасса до портов Дальнего Востока - около 6000 км, тогда как в Индонезии - 16 км, в Австралии - 251 км.

45 процентов достигают скидки к базовому тарифу на перевозку угля и остаются одними из самых низких

Для обеспечения конкурентоспособности в условиях низких цен российской отрасли необходимо смещать добычу к месторождениям, близким к рынкам сбыта, чтобы сократить транспортные затраты.

Центр потребления сместился в Азию, где спрос на импортный уголь устойчив, но замедляется из-за стремления к самообеспеченности и переходу на альтернативную энергетику.

В сложившихся условиях необходима глобальная реструктуризация отрасли через развитие углехимии и создание высокотехнологичных производств. Это позволит вернуть рентабельность и соответствовать национальным целям по наращиванию экспорта несырьевых неэнергетических товаров. Соглашениями отрасль не спасти, нужны другие системные решения.

Ресурсы