"Мигом" на рейс: "Аэрофлот" внедряет биометрическую систему посадки на самолет
Технология, получившая название "Мигом", была успешно протестирована в декабре в аэропорту Пулково.
Как пояснили в пресс-службе Центра биометрических технологий, сервис реализован на базе государственной Единой биометрической системы. Он позволяет пройти предполетные проверки без предъявления паспорта - с помощью биометрии.
Чтобы воспользоваться сервисом, потребуется заранее зарегистрировать подтвержденную биометрию. Это можно сделать в отделении уполномоченного банка или с помощью сервиса выездной регистрации.
В Пулкове подтвердить личность по биометрии можно будет на стойке регистрации, на входе в "чистую" зону, а также у гейта - при выходе на посадку. Пассажиры смогут сами выбирать, как именно проходить на посадку - по паспорту или с помощью биометрии. В последнем случае осуществить предполетные проверки можно будет на 30-40% быстрее, уточнили в пресс-службе ЦБТ.
Эксперты считают, что биометрическая идентификация станет востребованной у пассажиров.
"Сохранение права выбора между биометрией и паспортом учитывает разные предпочтения и уровень доверия к новым технологиям, - отмечает руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко. - Подобные системы уже активно внедряются, это говорит о перспективности и потенциале востребованности. Это удобно, быстро, без проволочек и проверки посадочного талона".
По словам Величко, выгоду от внедрения биометрических технологий получат и авиакомпании. "Особенно это актуально для лоукостеров, где требуется минимизация времени оборачиваемости воздушного судна в промежуточном аэропорту. Сокращаются расходы на стоянку и обслуживание, уменьшаются очереди, снижается нагрузка на персонал, меньше вероятность задержек рейсов. Кроме того, использование отечественных биометрических решений снижает зависимость от зарубежных технологий", - добавляет глава портала.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов также оценивает нововведение позитивно. Он считает, что пассажир не должен тратить более 10 минут на прохождение всех досмотровых процедур и выхода на посадку. Новая опция позволит проходить предполетные процедуры быстрее. Эксперт также обращает внимание на практическую пользу биометрии: "Это позволит сохранить паспорта от износа, поскольку частые досмотры приводят к быстрой порче документов".
Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев полагает, что биометрию можно будет использовать не только для посадки, но и, например, для прохода в бизнес-зал.
"Когда у пассажира в одной руке - ручная кладь, в другой - портфель, ему удобнее просто посмотреть в камеру на терминале, чем искать документ в карманах", - поясняет Пантелеев.
Эксперты предполагают, что поначалу пассажиры могут отнестись к новшеству настороженно, но постепенно биометрия получит широкое распространение.
"Биометрическая идентификация удобна, она происходит достаточно быстро и точно. Поэтому перспективы очевидны: шаг за шагом будет увеличиваться число точек, где можно будет пройти контроль или подтвердить платеж, будет увеличиваться число клиентов, предоставивших биометрические данные и пользующихся ими в повседневной жизни", - резюмирует Пантелеев.
Развитие биометрических технологий продолжается и на других видах транспорта. ОАО "РЖД" также анонсировало систему посадки в поезда "по лицу". Пилотный запуск запланирован на первый квартал 2026 года на скоростных маршрутах Москва - Иваново и Москва - Нижний Новгород.
Кроме того, Минцифры предложило разрешить пассажирам использовать QR-код паспорта из приложения "Госуслуги" вместо бумажного документа при посадке на междугородний автобус, поезд или самолет.

