Издание обратило внимание на слова президента Франции Эмманюэля Макрона, который заявил недавно, что было бы полезно вновь поговорить с президентом России Владимиром Путиным. Французские журналисты задались вопросом, кто мог бы взять на себя такую задачу. Четкого ответа на него они не нашли.
Созданная в 2009 году Европейская служба внешних связей сейчас "задыхается", отмечают дипломаты, работающие в Брюсселе. Как обращает внимание Le Figaro, эта служба насчитывает свыше 5000 сотрудников и 145 делегаций или представительств по всему миру, но при этом у ведомства явные проблемы с целеполаганием. Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности на деле занимает сразу две должности: он является главой дипломатической службы и одновременно заместителем председателя Европейской комиссии. И функции у этих направлений разные.
"Эта должность считается худшей в институтах ЕС, потому что она посягает на полномочия, от которых государства-члены не желают отказываться", - отмечает Натали Луазо, член комитета по иностранным делам Европейского парламента.
"Они назначают верховного представителя по иностранным делам, а затем немедленно начинают вставлять ему палки в колеса. Добавьте к этому разногласия между 27 государствами-членами, правило единогласия - и в итоге работа верховного представителя сводится к тому, чтобы заниматься второстепенными вопросами или искать наименьший общий знаменатель", - говорит Луазо.
Французское издание обращает также внимание на конкуренцию между внешнеполитической службой ЕС и собственно Еврокомиссией. В лицах речь идет о противостоянии еврокомиссара Каи Каллас и главы ЕК Урсулой фон дер Ляйен, которая присваивает себе полномочия первой. Это проявилось, когда европейскими лидеры приезжали в Вашингтон или когда спикер Европарламента Роберта Метсола организовала поездку в Израиль.
Более того, фон дер Ляйен создала должности комиссаров по обороне, по делам Средиземноморья и по партнерским отношениям, хотя эти сферы подпадают под компетенцию дипломатического ведомства.
"Дипломатическая служба ЕС подобна парящей в воздухе пустой оболочке: это как если бы Госдепартамент США не привлекали к делам внешней политики", - комментирует сложившееся положение вещей экс-дипломат Жереми Галлон.